Данная страничка не является полной историей дачи "Чайка". У меня нет ни цели, ни времени писать её. Да и написана она, например, в книге Т.П.Бай "Чайка на Удомле", изданной в 2009г тиражом 500 экз. Но я всё же хочу зафиксировать те сведения, которые у меня имеются, и которых нет в книге Т.П.Бай. В том числе, записать собственные факты, свидетелем которых я был, начиная с 1990-х годов. Надеюсь, что эти заметки будут постепенно правиться и дополняться. Но если это не начать записывать сейчас, то какие-то сведения могут так и затеряться в собственном компьютере, архивах и памяти.
Зал Чайки при хозяине
Могила Бялыницкого-Бируля
1. Дача при вдове художника
В.К. Бялыницкий-Бируля умер здесь, на Чайке, в 1957 году. Но похоронили его в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Заготовка дров на Чайке
Соколов Георгий Васильевич
Заодно хочу опубликовать две документальные фотографии о "Чайке" примерно 50-х годов, которые я отсканировал у уже умершей соседки по дому Анастасии Соколовой. Её родители жили в Ванюнькино и иногда подрабатывали на "Чайке", помогая хозяину. На фото справа снят процесс пиления дров на окраине парка "Чайки". Год съемки и персонажи в кадре - неизвестны. А на фото слева стоит с бородой Соколов Георгий Васильевич (отец Анастасии Соколовой, которая показала мне это фото). Рядом - его соседи. Они сообща ходили в Касково за хлебом и бутылкой водки (остальные-то продукты были у крестьян свои), и, возвращаясь мимо Чайки, сфотографировались там. Вероятно, фотографом был Витольд Каэтанович или кто-то из его гостей или родственников.
Елена Алексеевна, 1970г
После смерти художника его вдова жила здесь ещё 15 лет. К ней продолжали ехать многочисленные гости, знавшие художника. Поэтому у неё возникло желание сделать в "Чайке" музей. Тем более, что ей одной было уже не под силу содержать и ремонтировать этот огромный дом. Она писала письма с этим предложением и местным удомельским властям, и в областное управление культуры, в федеральные инстанции. Но никто не помог ей, ссылаясь на удалённость усадьбы от больших дорог и больших городов. Её предложили только выкупить усадьбу под организацию здесь пионерлагеря, на что она не согласилась. Усадьба ветшала, лестница на 2-й этаж пришла в аварийное состояние, как и балкон, ряд окон пришлось заколотить. В итоге в январе 1972 года Е.А.Бируля продала дачу за 2500 рублей жителю Москвы Владимиру Николаевичу Боброву (cотруднику Гостелерадио СССР, переводчику) и переехала в Москву (а оттуда впоследствии - в Минск, где и умерла в 1979). Вещи из "Чайки" она передала в Белоруссию, где они стали основой экспозиции музея художника в Могилёве.
2. Бобров и Сеземан
В августе 1972г В.Н.Бобров продаёт часть дома своей коллеге, жительнице москвы О.Н.Сеземан (3 комнаты в восточной части дома и на правах общего владения - центральный зал, столовая, кухня и терраса). Вместе они "провели в доме капитальный ремонт: поменяли крышу, нижние венцы, починили печи и камины, благоустроили территорию. Отец добился, чтобы парк получил статус памятника садово-паркового искусства. Он вложил в этот дом не только огромные денежные средства, но, в первую очередь, душу. Мы всей семьей создавали уют и восстанавливали волшебную ауру "Чайки". Папа ездил по Москве, искал, где рушат старые особняки и вывозил оттуда детали каминов, печей, старые люстры. Покупал в комиссионных старинную мебель. Зимой в гараже, так как небольшие габариты московской квартиры не позволяли, мы реставрировали эту мебель. Чистили медные пуговицы диванов, счищали старую краску и лак, для более сложных работ папа нанимал краснодеревщика. Весной, как только позволяла погода (а правильнее сказать, состояние дороги) всё было привезено на "Чайку"." (цитата из письма дочери А.В.Сеземан - Дарьи Алексеевны Жаровой (Сеземан), от 24.02.2004)
По некоторым сведениям (не помню источника) тогда же здесь сделали лестницу на второй этаж из зала со стороны восточного входа (где сейчас мемориальная экспозиция), и пристроили веранду с северной стороны. Возможно, именно тогда была также разобрана пристройка зимней кухни со стороны озера. 5 лет они использовали Дачу, как дачу - в основном в летнее время.
3. Первое "смутное время".
Но в 1977 году дачей заинтересовался первый секретарь обкома КПСС Н.Г.Корытков. Как так! Что за частная усадьба тут, на подведомственной территории?! В социалистическом-то государстве! В общем, облисполком заставил дачников продать дом государству. Из письма Михаила Жарова мне от 12.02.2004: "Как только дача была воссоздана, государство в лице местных партийных органов и администрации решили, что частные лица не могут владеть этой дачей. Было затеяно судебное дело, которое выиграла местная администрация (кто бы сомневался) и эта дача была отобрана у законных владельцев." Районными властями была создана комиссия по оценке затрат по ремонту Чайки, в результате работы которой дача была принудительно выкуплена у владельцев за 30.000 рублей, после чего ей был присвоен статус памятника истории и культуры.
Но, отобрав дачу, власти тут же потерял к ней интерес. Потому что идеолога "национализации" Корыткова начальство самого отправило в отставку - в 1978 году. Получилось, государство - как собака на сене: и другим не дало пользоваться, и само не стало. Дом долго стоял бесхозным и разрушался... Изредка об этом писались статьи в газетах, но они ничего не меняли.
4. КАЭН и второе "смутное время".
Лишь в марте 1987г администрация Удомельского района безвозмездно передала это здание удомельскому предприятию "КАЭН" (ныне - КАТЭ) под профилакторий. Дом был вновь приведён в порядок, электрифицирован. Но "счастье длится недолго": в 1992г, выполняя постановление Верховного Совера РСФСР от 25.12.90г, глава местной администрации подписал постановление о передаче усадьбы на баланс гос. инспекции по охране памятников истории и культуры. "Благие намерения" не были подкреплены финансово, и фактически это привело лишь к тому, что здание вновь стало бесхозным, разрушаться природой и растаскиваться людьми...
5. Третье возрождение "Чайки": Михайлов Юра и Наташа Королёва.
В 1994г зав. отделом культуры Удомельской администрации С.В. Чемисова по моему предложению стала публиковать в "Удомельской газете" объявления о поиске семьи на "Чайку" для её спасения. Откликнулись Наташа Королёва и Юрий Михайлов (инициатива была именно Наташина, у неё в Удомле жили родители). С ними был заключён договор и при финансовой поддержке местной администрации "Чайка" стала в очередной раз восстанавливаться, уже как муниципальный историко - культурный центр
Первая выставка на Чайке после её возрождения открылась весной 1996 года, в ещё полуразрушенном доме. Свои картины здесь представила московская художница Елена Тимакова, живущая летом на даче в соседней деревне Ванюнькино.
Первая зима на "Чайке" была очень трудной для её новых обитателей. Потолки высокие, поэтому комнаты было трудно протопить в зимнее время, а тем более - электрообогревателями (печи здесь были запрещены пожарниками, да и нарушены вандалами). Просыпались утром, а вода в вёдрах на полу - замерзала. Но трудности лишь мобилизовывали Наташу и Юру, жалоб от них на жизнь я в те годы не слышал.
В 2000-м году по моему предложению "Чайка" стала принимать туристов, вначале в гостевой комнате на 2-м этаже исторического здания.
В мае 2003г по инициативе Юрия Михайлова "Чайка" стала филиалом Тверской картинной галереи. А в июне 2003г Наташу Королёву сменила Елена Борисова (Михайлова).
В 2004 году был построен гостевой дом на территории усадьбы Михайловых. Примерно в те же годы Юрий пересел с велосипеда на "Ниву".
В 2007 году к гостевому дому была сделана пристройка для его обеспечения всеми современными удобствами (водяным отоплением, водоснабжением, канализацией и даже сауной). Тогда же был прекращён приём туристов в гостевой комнате исторического здания, по требованию руководства картинной галереи.
Однако, постепенно Юрий стал тяготиться избытком публичности на данной должности, почти не оставляющей места для частной жизни вне работы (ибо посетители едут сюда, часто не соблюдая часов работы музея, а каждому человеку хочется иметь часы жизни в уединении, когда его никто не может потревожить во внеурочное время), поэтому весной 2012 года они с Еленой оставили эту работу и уехали на родину Юрия - в Псковскую обл.
Денис Миронов
7. Денис Миронов и конфликт о сущности руководства: завхоз или просветитель?
Руководство Тверской картинной галереи, которой принадлежит "Чайка", зная заранее об увольнении Юрия, почти ничего не делало для поиска замены ему. Тогда несанкционированную активность опять проявили местные краеведы, опубликовав объявление в газете "Голос Удомли". По этому объявлению откликнулось 2 человека, но до дела дошло лишь у одного - у Дениса Миронова - журналиста, жителя С.Петербурга, давно имевшего дачу в Удомельском районе.
Денис родился в 1972 г. в Ленинграде. Писатель, журналист - обозреватель газеты «Советская Россия», член КПРФ. Первая литературная работа – документальная повесть «Судьба солдата забытой войны» (о дневниках участника первой мировой войны, крестьянина из деревни Гоголино Удомельского района) получила в 2006 г. диплом «Открытие года» Тверской областной библиотеки им. М.Горького. Денис - лауреат международного литературного конкурса «Литературная Вена» (Австрия) и российского литературного конкурса «Национальное возрождение Руси». Женат, имеет дочь.
Директор Галереи Куюкина Т.С. утвердила найденную кандидатуру, но при этом не стала заботиться о выкупе дома Михайловых для обеспечения "Чайки" служебным жильём. Дом этот был построен Администрацией Удомельского района специально для смотрителей "Чайки" (когда она была муниципальным историко-культурным центром), а колхоз отдал земельный участок под этот дом из уважения к памяти художника. Потом возник вопрос ремонта дома - Администрация (как владелец) уже не могла выделять деньги на ремонт, а Юрий, не будучи хозяином, делать этого не хотел. Поэтому добился приватизации жилья. Так единый имущественный комплекс Чайки оказался разделён. Это не имело большого значения, пока здесь жил Юрий. Но стало проблемой при его отъезде. Найти хорошего специалиста сюда из местных (не предоставляя жилья) - было сложно (тем более, зарплата невелика), а решать проблему с выкупом дома для предоставления служебного жилья - директор Галереи не стала. Тем более, что выкуп оказался осложнён тем, что у дома оказалось 3 владельца, которые после развода почти не общались друг с другом и двое из которых жили далеко от "Чайки". В общем, семья Мироновых поселилась в доме Михайловых на "птичьих правах" - просто с разрешения Наташи (прежней жены Юры).
Но вскоре начались трения с помощниками, работавшими на Чайке при Юре - семьёй Петровых. Они хотели продолжать работать, как привыкли ранее с Юрой - сообща заниматься хозяйственными хлопотами, убирать парк, работая при этом эпизодически, а не ежедневно. А Д.Миронов хотел разделения труда, чтобы самому больше заниматься творческими вопросами, до которых не доходили руки у Юрия (из-за плохого зрения Юрий не освоил компьтер). Возник административный конфликт, усилившийся конфликтом личностным. В результате Петровы с Чайки ушли, но за них тут же вступилась директор Галереи. Привыкшая за долгие годы к авторитарному стилю руководства, к терпеливой покорности и молчанию подчинённых, она здесь неожиданно встретила сопротивление со стороны Дениса, который мог позволить себе не держаться за должность и отвечать адекватно. И такие банальные вещи, как крик на подчинённого, не слишком дипломатичные выражения ему в лицо, привели к прекращению общения Дениса с ней и вслед за этим - присылке сюда толпы проверяющих, которые ранее тут если и бывали, то крайне редко. Были состряпаны обвинения Миронову, после чего он был скоропостижно уволен за мелкие нарушения. Директором "Чайки" сделали Н.Петрову. Однако, Денис через суд добился снятия всех обвинений, как не обоснованных, и восстановления в должности с выплатой всех положенных компенсаций, после чего уволился уже сам, потому что продолжать работать в такой обстановке было уже невозможно. Об этой истории можно почитать подробнее на нашем форуме, здесь же я дал её краткое изложение.
А уволенный Денис Миронов к 100-летию "Чайки" сделал фильм с показом коллекции репродукций Бялыницкого-Бируля. Многие из которых даже я увидел впервые только в этом фильме. Это была как раз та творческая работа, которой он хотел здесь заниматься, и которой не занимался ранее Юрий. Денису не дали заняться здесь этой работой, не поняв его планы и замыслы, требуя быть лишь сторожем и завхозом. Наверное, и сам Бялыницкий-Бируля не удовлетворил бы в этом плане оппонентов Дениса, и тоже был бы изгнан ими с Чайки.
8. Чайка при Елене Тимаковой
Конфликт Миронова с Куюкиной и вызыванная им волна обсуждений ситуации общественностью подтолкнули руководтство Галереи к тому, чтобы больше внимания уделять "Чайке". И хотя 100-летнию юбилей Чайки (в 2012г) и не был никак отмечен, но всё же что-то стало меняться: осенью была поставлена будка для охранников, приобретён мини-трактор, снегоуборочная машина, штаты заполнились реальными сторожами.
На работу в "Чайку" пришла и дальняя родственница Б.Бируля, местная дачница и московская художница Е.Тимакова, которая все эти годы возрождения "Чайки" болела за неё душой и безвозмездно участвовала во всём, в чём только могла. А весной 2013 сюда вернулась Наташа Королёва, которая стояла у истоков третьего возрождения "Чайки". Словом, "нет худа без добра" и критика, хоть и была воспринята очень болезненно руководством Галереи, но всё же дошла до сознания и возымела некоторое положительное действие.
Ну а историю действующих "правителей" объективно напишут тогда, когда они уйдут в отставку. Пока ограничимся лишь констатацией того факта, что с осени 2012г филиал областной картинной галереи "Дача Чайка" возглавила Елена Тимакова. При ней на "Чайке" проведена капитальная реконструкция здания усадьбы (2013-2014 годы).