Очевидно,что село довольно древнее, но названо Новым как вновь отстроенное.
1492 г - волость с. Новое Клинского уезда, на правом берегу Волги, почти окруженная землями Тверского уезда. Восточной границей с Тверским уездом служил ручей Плоский, на котором распологалось село Плоское. Позднее граница отодвинулась до реки Сучок.
В 16 веке у села Нового было три владельца - дьяк Добрыня Филипп Никитин сын Семенов (Семеновы в 16 веке владели землями в Домховской волости вокруг озера Захаровского в 10 км южнее с. Нового), лекарь Кашпир и Василий Холков.
1624 г., "Село Новое на реке Волге, а в селе церковь во имя Иоанна Богослова, деревянна, клецки, а в церкви Божия милосердия образы, и свечи, и книги, и ризы, и всякое. Строение мирское приходных людей. Да в селе двор поп Борис Андреев".
1646 г., "За боярином за князем Дмитрием Мострековским-Черкасским, что было за дьяком Добрыней Семеновым , да за лекарем за Кашпиром ..., да за Василием Холковым в поместье село Новое на реке на Волге".
1678 г., " За стольником князь Михайлом Яковлевым Черкасским в вотчине село Новое, а в нем церковь Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста". Упомянут "Приселок Воскресенский» 14 крестьянских, 12 бобыльих дворов".
1709 г., "Вотчина боярина, князя Михаила Яковлевича Черкесского село Новое на реке на Волге, в том селе церковь Божья во имя Иоанна Богослова, деревянная. У той церкви строение боярина князя Михаила Яковлевича Черкесского со всякой церковной утварью. К той церкви земля старинная церковная, во дворе поп Иван".
1715 г., "За князь Алексеем Михайловичем Черкасским вотчина село Новое. В том селе церковь деревянная во имя Иоанна Богослова. При той церкви церкви во дворе поп Яков Иванов 45 лет, жена ево Анисья Петрова 43 лет. У него детей три сына Григорий 22, Федор 20 лет, Родион пол году, дочерей Арина 18, Параскева 16, Анна 14, Алена 11 лет".
1723 г., "Села Нового церкви Иоанна Богослова поп Яков Иванов".
1769 г., "Новое на Волге, село Повольского стана, владение графа Петра Борисовича Шереметева, межевал 29 сентября 1769 г. Хлопов. Земля церкви Иоанна Богослова села Нового, межевал 17 декабря 1769 г. Хлопов".
1774 г., упомянуты церкви Воздвижения Честнаго Креста Господня, священники Иоанн Дмитриев и Михаил Федоров.
После Петра Борисовича Новое и Воскресенское на Шоше наследует Николай Петрович Шереметев, позднее его сын Дмитрий Николаевич (до отмены креп. права в 1861г). (Ближайший к с. Новому лес старожилы до сих пор зовут «графским лесом»)
По ревизии 1811г в с.Новом за графом Шереметевым числится 141 крестьянский двор и 5 дворов для дворовых людей.; 345 крестьян мужского пола. Из них 3-дворовые люди. Отмечается очень высокая смертность, большое количество крестьян отдается в рекруты.
1830г - ревизской сказки в ЦИАМЕ не найдено, а по исповедной ведомости дворов примерно столько же, но примерно в 70% - семьи состоят из вдов и малолетних детей. [Очевидно, это последствия Отечественной войны 1812 года - примечания А.К.]
По ревизии 1850г в Новом уже 170 крестьянских дворов, 445 крестьян мужского и 500 женского пола, 1 дворовый человек жен. пола. Прибавка за счёт разрастания семей, семьи ветвятся и отделяются. Так, если в 1811г было по 1 двору Т-х, Ш-в, Сур-х, Кол-х и др., то теперь их по 3-4 двора.
Церкви в Новом принадлежали: каменная лавка и две часовни, из которых одна - каменная, в ограде (построенная в 1814 г.) - служила для помещения ветхих икон, а другая - деревянная Успенская (в 5-ти верстах к северо-востоку), «неизвестно кем, когда и для чего построенная при сельце Плоском, дающая гoдoвого дохода 4 рубля с полтиною серебром». Отремонтированная в 1847 г. на собственное иждивение помещицы сельца Плоского Варвары Дмитриевны Карповой. Здание часовни представляло собой шестигранный, сложенный из брусьев, перевязанных «в лапу», обшитый тесом сруб. У прихожан храма с. Нового была традиция определенные праздники отмечать именно в Успенской часовне на Плосках, например Яблочный Спас. В 1978 г. часовня была разобрана (при разборе бревен все были поражены абсолютной нетленностью древнего строения) и перевезена в дер. Baxpомеево под частное жилье.
После отмены крепостного права.
1861 г. После отмены крепостного права власть в селе от графа Шереметева перешла к крестьянскому обществу. Было создано волостное правление во главе с волостным старшиной, которого выбирали на волостном крестьянском сходе на срок до 3-х лет - самого уважаемого и, конечно, грамотного в селе крестьянина. Время волостного схода и срок избрания предписывались уездным съездом. Избранные старшины должны были быть утверждены в должностях земским начальником или мировым посредником (там, где не были введены земские начальники).
Избрание могло быть произведено без согласия кандидата, который имел право отказаться, только если был старше 60 лет, или был одержим телесными недугами, или уже отслужил один срок по выборам. Волостные старшины выбирались из домохозяев, не моложе 25 лет, не подвергавшихся телесному наказанию и не состоявших под судом и следствием. Волостными старшинами были Илларион Афанасьевич Тихонов, Григорий Иванович Клыков, Никифор Егорович Котихин и др. Волостному старшине подчинялись сельские старосты, которые выбирались крестьянами в каждой деревне.
Первое время после отмены крепостного права крестьяне ещё оставались "временнообязанными" помещику, до выкупа у него своего надела земли, минимальный размер которого для каждой местности определялся законом. За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет (до 1870г). Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год. Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.
По хозяйственной подворной переписи 1870г в селе насчитывалось 175 дворов, 457 жителей мужского пола и 505 женского. При этом большое количество крестьян работает в Москве по временному годовому или полугодовому паспорту. На селе открывается множество лавок (из них 2 числятся за Дмитрием Николаевичем Шереметевым), сапожные заведения, бахромная фабрика, трактир.
Получив волю, крестьяне смогли менять место жительства. При сравнении ревизской сказки 1858г и подворной переписи 1870г видно, что число жителей села значительно увеличилось за счет прибывших сюда из других населенных пунктов не только волости и уезда, но и из других губерний России. Появились новые семьи, замелькали в документах новые фамилии.
Если при «хозяине» браки могли заключаться только среди поданных графу крестьян, в данном случае между крестьянами Нового и Воскресенского (Шоши), то после 1861г можно было взять невесту из любой деревни, любого города. Появились также межсословные браки — между крестьянами, мещанами, купцами. Так к примеру, Федор Шабашов одну из дочерей, Евдокию, выдал замуж за московского мещанина, другую - Екатерину, за купца, имевшего пароходы на Волге. Интересно, что и мещанин и купец стали таковыми также благодаря отмене крепостного права, а до этого были такими же крестьянами из соседних деревень. Отсюда видно, что появилась возможность крестьян переходить в другое сословие.
Большое количество крестьян ринулись обучаться различным ремеслам в Москве и Петербурге, в результате в Новом появилась целая «армия» сапожников, в меньшей степени, портных. Славились сапожные заведения бывшего рядового Боличева Максима Ивановича, Максима Максимова и Михаила Павлова. Так, по переписи 1870г в Новом проживало 19 сапожников, 8 портных, 2 столяра, 2 печника, 1 краснодеревщик, 1 лудийщик посуды, 1 кузнец, 1 сусальщик, 1 переплетчик и 2 иконописца (отец и сын). Крестьянин Мошкин Тимофей Васильевич построил мельницу. В первую очередь ремёсла стали осваивать именно безземельные крестьяне, особенно бывшие солдаты и дворовые люди, т.к. у них не было других источников для существования (земля, скот и пр.)
Благодаря удачному расположению села на тракте Завидово — Корчева, в селе началась бойкая торговля. Появились трактир, питейный дом, множество лавок, из них 2 чайные. Появилось даже промышленное предприятие — бахромная фабрика Петра Селихова! Из хозяйственной переписи 1883г: "Промышленники местные: ...Петр Михайлов Селихов, крестьянинъ... Обучался мастерству в Шорнове у мастера Лапшина. Бахромное заведение помещено при доме... 9 станков... Ручная работа производится учителем. Рабочих 8 человек. Учеников 9 человек..» (далее подробно описан рабочий процесс, доход, зарплата рабочих)
Крестьяне были везде — и попечителями Новинского начального училища (Михаил Кузмич Шувалов, Николай Амвросимович Брунов, Григорий Иванович Клыков), и создателями кредитного общества (Василий Андреевич Кириллов, Николай Матвеевич Котихин, Николай Егорович Клыков) и содержателями богодельни (содержалась на средства крестьянского общества, распорядителями были Петр Николаевич Вороненков, позднее Иван Леонов).
По подворной переписи 1883г в Новом насчитывался 161 двор крестьян с землей, и 54 двора безземельных крестьян (бывших солдат и бобылей).
В 1913 г. в селе Новом имелись: 215 дворов, волостное правление (село было центром Новинской волости Клинского уезда), квартира урядника, земское училище, лечебница, богадельня (на 9 человек); почтово-телеграфное отделение, пожарная дружина, кредитное товарищество, казенная винная лавка, гoстиница и две пристани для стоянки пароходов. Словом, тогда Новое развивалось, как административный и экономический центр волости, и если бы не перенос сухопутной дороги после постройки водохранилища и не последующее угасание водного пути, то оно бы не стало таким второстепенным захолустьем, как сейчас.
В Новом был паром через Волгу - к деревне Осиновка. Его здесь назывался "третник". Жители соседних Борков приплывали в село Новое на престольные праздники Крестовоздвиженского храма, а те, в свою очередь, приеждали в Борки на праздник Рождества Богородицы. Между жителями сёл были множественные родственные связи. Поэтому не случайно, что позже, при затоплении Борков, большинство жителей старых Борков предпочли переехать в Свёрдлово (Новое).
Трактир в Новом
Отрывок из рассказа А. Столярова "Семейные проводы кимрского купца в Москву"
"..Усаживаясь в кибитку, купец просит извозчика потешить его в дороге песнями, за что он ему поставит по приезде в Корчеву вновь угощение. Отдохнувшие лошади лихо помчали. Извозчик Филимон начал с любимой песни купца: «Гой-да тройка, снег пушистый, Ночь морозная кругом...», сменяя одну песню другой.
Расстояние в 20 километров от Залесья до Корчевы лобачевская тройка преодолевает менее чем за два часа. Купец следует по крутой лестнице гостиницы Страхова во второй этаж в первую комнату для приезжающих, которая бывала зимой всегда хорошо натоплена. Его приветливо встречает слуга Павел, ранее много лет служивший в Кимрах в гостинице Дудкина и знавший лично многих кимрских купцов. Он рассказал, кто сегодня приехал на утреннем и кого ожидают в Корчеву вечерним поездом со станции Завидово.
Заказав себе чаю и к обеду московскую сборную солянку, купец принял перед обедом порошок, невольно вспомнив совет уважаемого кимряками врача Пономарева Ивана Ивановича, чтобы каждый кусок был надлежащим образом прожёван и до желудка дошел в формах, вполне согласных с требованием медицинской науки.
В Корчеве к гостинице Страхова для дальнейшего следования до станции Завидово Николаевской железной дороги содержателем ямщины Мартыновым была подана корчевская тройка вороных лошадей, также со звоном валдайских колокольцев. Усаживая в кибитку купца и прощаясь, кимрский извозчик Филимон, снимая шапку, благодарит за угощение с пожеланием дальнейшего счастливого пути. Невольно вспоминаются слова великого писателя Гоголя из «Мёртвых душ»»: "Эх, тройка, птица Тройка, кто тебя выдумал! Знать у бойкого народа ты могла только родиться!"
Остальной этап этого гужевого пути через Новое до станции Завидово Николаевской железной дороги отличается наибольшим количеством встречного железнодорожного ездока, возвращающегося в Корчеву, Кимры и Калязин, а также бедняков крестьян соседних деревень, везущих на продажу сено, солому, обувь, дрова, бревны и другие материалы, а также продукты питания.
Не мало в этот путь за быструю езду пришлось выслушать нашему купцу проклятий от едущих встречных, сворачивающих в сугробы снега, давая дорогу лихой тройке купца. Мужики между собою рассуждали: куда это так бешено гонят лошади? Наверное, по военным делам! Или едет исправник за сбором с нашего брата, крестьян, оброка. Если нет денег, отберёт самовары. А может быть, из Корчевы едет московский адвокат, приезжавший защищать какого-нибудь жулика? Нет, ребята, скорее везут в Москву кимрского самодура – обируху купца! Их по этой дороге каждый день возят, все с колокольчиком да с колокольчиком!..
... Заснувший в кибитке купец был с козел разбужен ямщиком, который сообщил, что через несколько минут будет Новое: не прикажете ли остановиться около трактирчика, погреться и напоить лошадей? На что последовало согласие.
Есть предание, что первым владельцем трактирчика был бывший повар московского ресторана Тестов. Особенностью трактирчика было меню: яичница-глазунья, приготовленная с русским маслом, тоже с колбасой, ветчиной, с разным мясом и молоком. Означенное меню было до конца существования трактирчика сохранено разными его владельцами.
Означенный трактирчик с давних времен был местом свидания всех приезжающих, едущих на лошадях, и во время навигации на пароходах по Волге транзитом через станцию Завидово с направлением на Москву, обратно и другие транзитные города, села и деревни. Купец, выпив несколько архиерейских рюмок водки, закусив яичницей-глазуньей с колбасой, отправился на той же тройке на находящуюся от Нового в 13 километрах станцию Завидово, предупредив ямщика погонять лошадей, чтобы не опоздать к отходу в Москву поезда.
По приезде на станцию, купец передал на хранение станционному сторожу Василию, впредь до его возвращения из Москвы, свою волчью шубу с подушкой, одевшись в вынутую из чемодана лисью шубу с камчатского бобра воротником. Сделав распоряжение выправки 2-го класса билета и отправки багажа, посылает в Кимры жене телеграмму: сейчас выезжаю чугункой Москву.
Приехав в Москву, занял номер в Черкасском переулке у Виноградова Владимира Ильича, который кроме номеров имел около двадцати лошадей, на которых отправлял гужем из Москвы в Кимры и обратно разные, преимущественно кожевенные, товары и обувь. Благодаря этому большинство кимряков останавливалось у него в номерах....»
|
Новое, бывший трактир. |
Мои личные генеалогические исследования выявили, что трактир располагался в доме, изображённом на фотографии. Это был самый лучший дом на селе, с каменным 1-м этажом. Других каменных домов в селе по хозяйственным переписям 19 века не было. Кто построил этот дом, точно мною еще не установлено. О причисленности к этому дому знаменитого московского трактирщика Тестова (родом он был из Угличского уезда, рыбу для своего ресторана поставлял с Волги, вероятнее всего с родных мест) пока не нашла. По архивным данным определила, что в 1870г дом с трактиром принадлежал семье крестьянина Шувалова Андреяна Григорьевича. Хозяину тогда было 62г, семья была большая. Совместно с Андреяном проживали несколько племянников. 27- летний Павел Иванович Шувалов работал буфетчиком в трактире.
Похозяйственная перепись волости 1883г подтверждает принадлежность единственного в Новом трактира крестьянину Шувалову. Шуваловым принадлежало еще несколько лавок в селе (всего лавок на 1883г в селе было 22).
В конце 19 века дом с трактиром переходит во владение Федора Григорьевича Шабашова (моего прапрадеда) и его жены Домны Павловны, в девичестве Суратовой (моей прапрабабушки). В этом же доме родилась моя прабабушка Евдокия Федоровна Шабашова.
Шабашовых в Новом было много (все между собой родственники). Владельцы трактира вскоре получили вторую «уличную» фамилию — Кутины, которая сохранилась в устах старожилов через столетие. В метрических книгах рядом с фамилией Шабашовы помечали - «Кутины».
1960-е: магазин и библиотека |
В 1917г дом был эксроприирован под сельсовет и библиотеку, хозяева были отправлены в Сибирь.
Доживает в Новом свой век Зоя Николаевна Мухортова по мужу, в девичестве Шабашова, а среди сельчан «Кутина», родная племяница моей прабабки. Многое уже не помнит тетя Зоя, но когда этим летом она увидела фото дома, воскликнула: "Это же дом моего дедушки Феди!"
Теперь на месте трактира - отель «Дафна».
|