Б/О Сказка - Ваша сказка на озере!

1. Поддубье до Милюковых (XV-XVI века).

Наиболее ранние документальные свидетельства о Поддубье относятся к концу ХV века. В этот период Поддубье связано с Новгородской землёй, точнее с её Бежецкой пятиной (прил.1). (8) Правда, из писцовой книги 1498/99 гг. следует, что Поддубье - это многосоставная структура, включающая в себя несколько населенных пунктов. В конце ХV века существует деревня Поддубье, где живут со своими семьями несколько хлебопашцев, (9) и два поддубских погоста: Никольский и Покровский. (10) Эти же два погоста связаны с Поддубьем в l-й половине XVIII века (прил. 3). (11) Таким образом, сегодня довольно-таки трeдно представить сложившуюся несколько столетий назад ситуацию. Однако схематически её можно реконструировать, опираясь на комплекс источников конца ХV - XVIII вв.

Документы l-й половины ХVIII века фиксируют Никольский погост «в пустоше что была деревня Поддубье на реке Мегличе» и село Поддубье «на озере Молдине». (13) Здесь же говорится о Покровском погосте в Поддубье. (14) Все эти данные позволяют предполагать существование двух населённых пунктов, носящих наименование «Поддубье». При этом оба они находились, по всей видимости, достаточно близко друг от друга, поскольку речка Меглич впадает в озеро Молдино рядом с тем местом, где располагается современное Поддубье с остатками Покровской церкви. Наличие храма позволяет предварительно локализовать Покровский погост в составе села Поддубье «на озере Молдине». Следовательно, Никольский погост более логичен в контексте пустоши, «что была деревня Поддубье на реке Мегличе».

Попытаемся наметить эволюцию двух одноимённых населённых пунктов. Ситуация могла складываться следующим образом. В средневековье (может быть даже в раннем средневековье) на реке Мегличе, недалеко от того места, где она впадает в озеро Молдино, находилось село, которое называлось Поддубье. В селе существовал храм во имя Николая Чудотворца, а недалеко от села, в районе современного Поддубья, было кладбище с церковью Покрова Богоматери, где могли хоронить как жителей Поддубья, так и окрестных деревень.

Кстати, в писцовой книге конца ХV века зафиксирован «Большой погост у Николы святого». (15) В тексте он расположен перед описанием Покровского погоста в Поддубье. Если наша идентификация верна, то речь идёт о Никольском Поддубском погосте. На рубеже ХV - ХVI вв. здесь находились «двор волостелин, двор тивун», а также несколько церковных дворов, (16) т.е., по всей видимости, «Большой погост у Николы святого» являлся тогда административным центром волости, где располагались дворы управителя волости (<<волостелина») и его заместителя (<<тиуна»). (17) В таком случае понятно, почему в последующем село Поддубье на озере Молдино становится «базовым» имением дворян Милюковых.

Постепенно, в результате неведовых нам причин, жизнь в селе Поддубье на реке Мегличе стала замирать. Сначала, вероятно, после утраты церкви, оно изменило статус: из села превратилось в деревню (18), затем стала пустошью, которую по существовавшему здесь некогда храму ещё долго называли Никольским погостом. Не исключено, что место вокруг утраченной церкви какое-то время могли использовать в качестве кладбища.

В свою очередь «новое» Поддубье сформировалось рядом с Покровским погостом, т.е. в непосредственной близости от того места, где когда-то, по всей видимости, хоронили жителей «старого» Поддубья. Вероятно, в память об утраченной Никольской церкви при Покровском храме освятили придел «святителя Христова Николая Чудотворца», который зафиксировали источники ХVIII века. (19) Допускаем, что перемещение жителей «старого» Поддубья в район Покровской церкви, могло быть обусловлено наличием здесь дворянской усадьбы, принадлежащей Милюковым. Известно, что кладбище при Покровской церкви в первой половине ХVIII века служило их родовой усыпальницей. (20)

Судя по тому, что писцовая книга конца ХV века называет владельцем Поддубья Ивашку Сотонина, (21) в тот период эти земли не принадлежали Милюковым.

Далее.


Источники:

  • 8. Писцовые книги Новгородской земли. М., 1999, т.1, с.208.
  • 9. Там же.
  • 10. Там же, с.157, 212.
  • 11. ГАТО. Ф.645, оп.1, д.2607, л.12-13, 15-15 об., 26а, 33, 35, 36.
  • 12. Там же, Л.12.
  • 13. Там же, Л.12 об.
  • 14. Там же.
  • 15. Писцовые книги Новгородской земли..., с.212.
  • 16. Там же.
  • 17. Если, конечно, это не представители владычнои администрации.
  • 18. По В.Далю село - это «обстроенное и заселённое крестьянами место, где есть церковь» (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.,1994, т.4, стб.121), а деревня - «крестьянское селение, в котором нет церкви» (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994, т.l, стб.l065).
  • 19. ГАТО. Ф.160, оп.6, д.1736, л.l.
  • 20. Журнал 91-го заседания Тверской учёной архивной комиссии. 27-го марта 1903 года. Тверь, б/г, С.20.
  • 21. Писцовые книги Новгородской земли..., с.201, 208.

меню раздела :
Предисловие
1. До Милюковых (15 - 16-й век)
Генеалогия Милюковых
2. Поддубье в 17 - 18 веках
3. Строительство каменного дома
4. Усадьба при П.И.Милюкове (1-я половина 19в)
5. Усадьба при П.П.Милюкове (2-я половина 19в)
6. После революции
см. в др. разделах :
Поддубье сегодня...
окрестности (природа)
озеро Молдино
экскурсии в Удомле...




Система Orphus
страница создана: 09.03.04, последнее обновление: 09.03.04, (copyright) Алексей Крючков