История села Борки Корчевского уезда
Глава 3. История села до 18-го века.
Имеющим быстрый и бесплатный интернет для лучшего восприятия главы автор очень рекомендует включить проигрывание звукового фона страницы. В Internet Explorer-е для этого достаточно просто включить опцию "Музыка" в левом углу верхней строки меню (кликнуть мышкой по этому слову, чтобы оно стало не зачёркнутым). В других броузерах Вы этого переключателя не увидите, но можно кликнуть по ссылке на звуковой файл, который откроется в новом окне. Эта страница озвучена песней «Лучинушка» (музыка Александра Варламова, слова Семена Стромилова) в исполнении хора Московского Сретенского монастыря - 4,5 Мб.)
Исторически это земли Тверского княжества. Одно время они входили в Шесский (Шейский) уезд (позднее - "стан"), продолжавшийся до реки Созь. Это название происходит от слова "шуя" - левая сторона, поскольку, это было левобережье Волги. По Волге здесь издавна проходил торговый путь, а недалеко (через Юрьевское) проходил и важный сухопутный путь - из Твери в Кашин, второй по значимости город Тверского княжества. Возможно, в связи с этим значением, земли в этих местах тверские князья практически не давали в вотчины своим служилым людям. Лишь перед самым концом тверской независимости, в середине - 3 четверти XV века, они были целенаправленно и одномоментно вложены в местные монастыри. Ну и, разумеется, все завоеватели проходили по этим древним путям и разоряли все сёла в их окрестностях.
|
3.1. Сведения из 16-го века.
После присоединения Твери к Москве (1485г) это были долгое время дворцовые земли Великого князя московского. Так и в книге Пензикова (П-1) сказано, что "Борки упоминаются в московских писцовых книгах в 1540 году. Во второй половине 16-го века Борки были центром дворцовой вотчины, в которой, кроме села, числилось 15 деревень." Тогда же там же упоминается и соседняя деревня Шишкино: «деревня Шишкино на реке на Волне; 6 дворов» (И-13)
Сохранились интереснейшие данные о Борках за 1580-й год (П-2), предоставленные нам тверским краеведом Павлом Сергеевичем Ивановым. Процитируем их, а затем дадим комментарии к сложным местам в "переводе" на современный русский язык. (Страницы указаны по тексту оригинала писцовой книги в РГАДА.) Орфография текста сохранена, но разбивка по абзацам даётся в современном виде, чтобы текст было легче воспринимать.
(Лист 77) В волости в Шезском стану:
Село Борки на берегу на реке на Волге, а в нем церьковь Никола чюдотворец древяна вверх шатров, а дворов в селе:
- (в) поп Иван,
- (в) проскурница Крестина,
- (в) пономарь Истомка,
- да келья, а в ней живет старец Филка, питаетца от церькви божий,
- да двор непашенной, а живет в нем Оверкейко сапожник, а оброку с него на год грвна, пошлин денга;
да крестьянских пашенных дворов:
- (в) Карпик Яковлев на полтрети выти,
- (в) Истомка Нечаев на полчети выти,
- (в) Якимка Нечаев на полтрети выти,
- (в) Олферей Онтипин на полтрети выти,
- (в) Окулка Трофимов на полтрети выти,
- (в) Иванко Иванов на полтрети выти,
- (в) Пятышко Власьев на полтрети выти,
- (в) Григорей Яковлев сын Дубинин на полтрети выти, охудал (Л. 77 об.) и отемнел, и дано ему лготы на два году от лета 7088-го от Ильина дни святого Пророка,
- (в) Демьянко Еремеев на пол чети выти, вшел ново, охудал, и дано ему лготы на год от Ильина дни святого Пророка до Ильна ж дни святого Пророка лета 7089-го,
да пять дворов пусты, а жили в них
- Гришко Васильев, вывезли его за Третьяка за Бешенцова в Кашинской уезд сего году в Великой мясоед,
- да Данилко Яковлев, вывезли его в Завидовскую волость в Великие говейна,
- да Патрекейко Лавров, вышел на Шошю,
- Докучайко Лавров, вывезли в село Новое, тому три годы минуло Петров день,
а хором на них пять изб да семнатцать клетей да овин, пашни середние земли деветь десятин и пол-полтрети десятины да во лготе две десятины и пол-полтрети десятины, (Л. 78) а перелогом дватцать восмь десятин и полторы чети десятины в поле, в дву по тому ж.
и с теми десятинами, что дано им для посопного хлеба, да поповы пашни две десятины с полудесятиною в поле, в дву по тому ж, сена тритцать копен, а луг великого князя вода вымыла, а достоль того лугу отдано Борковского села крестьяном селчаном и деревеньщиком, да на отхожей пожне у Шеского устья на кургане на Волге сена дватцать копен, лесу бору десеть десятин. И в селе в Боркех в живущам выть с четью и пол-пол-полтрети выти да во лготе полтрети и полчети выти, а в пусте четыре выти и пол-пол-полтрети выти (Итого?).
К тому ж селу деревни:
- (Дрв) Осиновец, (в) Оноско Ильин на полчети выти, (в) Степанко Куз-м 11 п на полчети выти, да три дворы пусты, (Л. 78 об.) а хором на них три избы, пять клетей, житенка, два сенника, поварня, мылня. А жили в них Иванко Пахомов, вывезли его в село Новое, да Кормилка Семенова вывезли в село в Новое ж 88-го году сего лета, пашни худые земли две десятины, а перелогом пять десятин в поле, в дву по тому ж, сена десять копен, лесу бору, десятина. И в деревне в Осиновце в живущем четверть выти, а в пусте полвыти и пол чети выти.
- (Дрв) Шишкино на реке на Волге, (в) Ондрей Исаев на пол-полтрети выти, (в) Дружина Злобин на полтрети выти, (в) Степанко Офонасьев на полчети выти, (в) Семен Никифоров на полчети выти, (в) Истомка Онтипин на полтрети выти, (в) Иванко Федотов на пол-полтрети выти, пашни худые земли шесть десятин в поле, в дву по тому ж, сена пять копен, лесу нет, выть без чети.
- (Л. 79) (Дрв) Загорье на реке на Волге, (в) Митя Ортемьев на пол-пол-трети выти, (в) Игнатей Олексеев на полтрети выти, (в) Семен Максимов на полтрети выти, (в) Купреянко Иванов на полтрети выти, (в) Истомка Яковлев на полтрети выти, (в) Иванко Зеновьев на полтрети выти, (в) Тораско Петров на пол-полтрети выти, пашни худые земли восмь десятин в поле, в дву по тому ж, сена дватцать копен, лесу кустарю четыре десятины. И в деревне в Загорье в живущем выть.
- (Дрв) Гарь, (в) Куземка Дмитреев на пол-полчети выти, (в) Яков Дмитреев на пол-полчети выти, (в) Илья Иванов на пол-полчети выти, (в) Истомка Гаврилов на пол-полчети выти, да четыре двора пусты, да место дворовое пусто, а жили в них Истомка Офонасьев да Микифорко Иванов, да Федорко Микифоров, вывезли их (Л. 79 об.) в село Новое сего году в Великой мясоед, а хором на них четыре избы, пять клетей, две мылни, пашни середние земли две десятины без четверти, а перелогом двенатцать десятин с четью в поле, в дву по тому ж, сена шездесят копен, лесу дровяного четыре десятины. И в деревне в Гари в живущем четверть выти, а в пусте две выти без чети.
- (Дрв) Хоботова, (в) Игнатей Петров на чети выти, (в) Яков Тимофеев на полтрети выти, (в) Левонка Васильев на трети выти, (в) Истомка Измайлов на трети выти, (в) Илюша Иванов на пол-полтрети выти, (в) Посничко Дмитреев на трети выти, (в) Иевко Петров на пол-полтрети выти, да место дворовое пусто, пашни середние земли одиннатцать десятин, а перелогом три десятины в поле, (Л. 80) в дву по тому ж, сена дватцать пять копен, лесу кустарю десятина. И в деревне в Хоботове в живущем полторы выти и пол-полтрети выти, а в пусте треть и пол-полтрети выти.
- (Дрв) Мериново, (в) Иванко Софонов на чети выти, (в) Иванко Яковлев на чети выти, (в) Сенко Левонтеев на чети выти, (в) Тренко Васильев на чети выти, (в) Коняйко Федоров на полчети выти, (в) Горасимко Климентеев на полчети выти, (в) Куземка Костянтинов на полчети выти, (в) Васка Софонов на полчети выти, (в) Некраско Григорьев на полчети выти, (в) Гриша Иванов на полчети выти, (в) Бориско Кирилов на полчети выти, (в) Мануйло Тимофеев на полчети выти, да двор пуст, а хором на нем избишко да клетишко, а жил в нем Тимофей Дмитреев, скитаетца меж двор, (Л. 80 об.) пашни середние земли четырнатцать десятин да перелогом пашни семь десятин в поле, в дву по тому ж, сена дватцать пять копен, лесу нет. И в деревне в Меринове в живущам две выти, а в пусте выть.
- (Дрв) Торасова, (в) Митя Фомин на полчети выти, (в) Костя Купреянов на полчети выти да сын его Оксенка на полтрети выти, (в) Сергей Измайлов на полчети выти, (в) Игнатей Кузмин на пол-полтрети выти, (в) Офоня Фомин на пол-полтрети выти, (в) Никитко Офремов на пол-чети выти, двор пуст Якимка Федорова, вымер, а хором на нем избишка да клетишка, да двор пуст Поздяка Степанова, вышел в ту ж волость в деревню в Добрынино, а хором на нем изба да клеть, пашни середние земли пять десятин с четью десятиною, а перелогом (Л. 81) деветь десятин без чети десятины в поле, в дву по тому ж, сена тритцать копен, лесу нет. И в деревне в Торасове в живущам выть без четверти, а в пусте выть с четью.
- (Дрв) Высокоя, (в) Савка Фомин на полчети выти, (в) Василей Микитин на полчети выти, (в) Бориско да Ромашко Левонтеевы на полчети выти, вошли ново, и дано им лготы на год от Ильина дни святого Пророка до Ильина ж дни святого Пророка лета 7089-го, (в) Фролко Моклоков на полчети выти, (в) Гриша Михайлов на полчети выти, (в) Логвинко Иванов на полчети выти, да четыре места дворовых пусты, пашни худые земли четыре десятины с полудесятиною да во лготе десятина, а перелогом пятнатцать десятин (Л. 81 об) с полудесятиною в поле, в дву по тому ж, сена тритцать копен, лесу нет, и в лесу место дано им пашенные земли перелогу десятина в одном поле, а в дву не дано. И в деревне в Высоком пашни в живущем полвыти и пол-полчети выти да во лготе полчети выти, а в пусте две выти без пол-полчети выти.
- (Дрв) Тебенкина, (в) Ондрюша Иванов на полтрети выти, (в) Первуша Минин на пол-полтрети выти, (в) Тренка Минин на полтрети выти, да три дворы пусты, а хором три избы, три клети, а жили Иванко Минин, вывезли его в Новое, два году минуло в Великой мясоед, а два двора пусты с поветрея, пашни середние земли три десятины, а перелогом десеть десятин в поле в дву по тому ж, сена восмьдесят копен, лесу десятина. И в деревне в Тебенкине пашни (Л. 82) в живущам четь выти и полтрети выти, а в пусте выть с третью и полчети выти.
- (Дрв) Добрынина, (в) Михалко Федоров на трети выти, (в) Федотка Иванов на трети выти, (в) Гаврилко Поздяков на трети выти, (в) Пименка Поздяков на чети выти, (в) Власко Офромеев на чети выти, пашни середние земли десять десятин с полудесятиною в поле, в дву по тому ж, сена дватцать копен, лесу десятина. И в деревне в Добрынине пашни в живущам полторы выти.
- (Дрв) Медведева, (в) Федка Васильев на пол-пол-полтрети выти, (в) Дмитрей Ильин на чети ыти, (в) Истомка Петров на полчети выти, (в) Данилко Сергиев на полчети выти, (в) Федко Дементеев на полчети выти, вшел ново, и дано ему лготы на год от лета 7088-го от Ильина дни святаго Пророка (Л. 82 об.) до Ильина ж дни святаго Пророка, (в) Иванко Дмитреев на полтрети выти, (в) Иванко Минин на пол-полтрети выти, (в) Субота Карпов на пол трети выти, (в) староста Богъдан Иванов на полтрети выти, (в) Томилко Прокофьев на пол-полтрети выти, (в) Марко Васильев на пол-полтрети выти, да два двора пусты, а хором две избы да две клети, пашни середние земли десеть десятин да во лготе десятина, а перелогом одиннатцать десятин в поле, в дву по тому ж, сена тритцать копен, лесу две десятины. И в деревне в Медведеве пашни в живущем выть с четью и пол-пол-полтрети выти да во лготе полчети выти, а в пусте полторы выти и пол-полтрети выти.
- (Дрв) Петрухино, (в) Худяк Петров, да под ним жа двор припускной на полтрети выти, (в) Филко (Л. 83) Офромеев на полтрети выти, (в) Васка Яфимов на полтрети выти, (в) Омельнка Осипов на пол-полтрети выти, (в) Микифорко Игнатьев на полтрети выти, (в) Костянтин Семенов на полтрети выти, (в) Степанка Семенов на полтрети выти, (в) Меншик Кондратьев на пол-полтрети выти, (в) Сава Семенов на пол-полтрети выти, пашни середние земли деветь десятин в поле, в дву по тому ж, сена дватцать копен, лесу четыре десятины. И в деревне в Петрухине пашни в живущем выть с четью.
- (Дрв) Режова, (в) Илейка Степанов на полтрети, (в) Федко Степанов на полтрети выти, (в) Еремка да Сидорка Микифоровы на полтрети выти, (в) Васка Елизарьев да сын его Лукашко на полтрети выти, (в) Оверкей Сидоров на пол-пол-полтрети выти, (в) Тимошка Родионов на пол-пол-полтрети, (Л. 83 об.) (в) Савка Оксенов да сын его Володка на полчети вы¬ти, (в) Михалко Трофимов на пол-пол-полтрети выти, (в) Куземка Власов на полчети выти, (в) Олеша Ильин на полчети выти, (в) Семак Власов на полтрети выти, пашни середние земли деветь десятин с третью десятиною, а перелогом двенатцать десятин без трети десятины в поле, в дву по тому ж, сена сто копен, лесу кустарю две десятины. И в деревне в Режове пашни в живущам выть с третью вытью, а в пусте выть и две трети выти.
- (Дрв) Лазорево на реке на Волге, (в) Степанко Офонасьев на полчети выти, (в) Гриша Минин на полчети выти, (в) Невежа Ондреев на пол-пол-чети выти, (в) Обида Иванов на пол-полчети выти, да три двора пусты, (А 84) а жили в них Демеха Григорьев, а вывезли в село в Завидово в Великой мясоед сего году, да Илейку Григорьева вывезли в село Новое, год минул Рожество Христово, да Иванка Ондреева вывезли за Ивана за Ондреева сего году в Великой говейна, а хором на них три избы, четыре клети, мылня, пашни худые земли три десятины, а перелогом девять десятин в поле, в дву по тому ж, сена дватцать копен, лесу кустарю три десятины. И в деревне в Лазореве в живущам полторы чети выти, а в пусте выть с четью выти.
- (Дрв) Борыгина, да к той жа деревне припущен в пашню (поч) Курьянов, (в) Бориско Яфимов на пол-полчети выти, (в) Гриша Романов на полчети выти, (в) Тренка Тихонов на полчети выти, (А 84 об.) И лейка Онтипин на полчети выти, (в) Ширяйко Дмитреев на полчети выти, (в) Нечайко Жю-ков на пол-полчети выти, (в) Гриша Жюков на пол-полчети выти, да шесть дворов пусты, жили Власко Ляпунов да Митко да Истомка Ивановы, вывезли их в село в Новое в Великой мясоед сего году, Митко Карпов, вышел на Шошю на перевозную землю, да Сенко Жюков, вышел в Едимоновскую волость, да Максимка Федорова вывезли в Завидовскую волость, а хором на них пять изб да семь клетей, напогребица, пашни середние земли четыре десятины с полудесятиною, а перелогом четырнатцать десятин в поле, в дву по тому ж, сена пять копен, лесу бору две десятины. И в деревне в Барыгине пашни в живущем полвыти и полчети выти, а в пусте две выти.
- (А 85) Селища Куликово и Куриково тож, пашни середние земли перелогом пять десятин с третью десятиною в поле, в дву по тому ж, сена пятнатцать копен, лесу кустарю десятина, выть без чети выти.
- Селища-починок Хлопов, пашни худые земли перелогом четыре десятины в поле, в дву по тому ж, сена пять копен, лесу кустарю полдесятины, полвыти.
- (Дрв) Жданова и Павлов починок, а в ней три дворы пусты, а хором три избы, клеть, два сенника, мылня, овин, пашни середние земли перелогом три десятины с четью в поле, в дву по тому ж, сена десять копен, лесу по пашне две десятины, полвыти.
- (Л. 85 об.) Селищо Обросимовскоя, пашни середние земли перелогом четыре десятины с четью десятиною в поле в дву по тому ж, сена пять ко-пен, лесу три десятины, полвыти.
- Селищо Данилково и Подкопаевское, пашни середние земли перелогом две десятины с третью десятиною в поле, в дву по тому ж, сена две копны, лесу кустарю полдесятины, треть выти.
- Селищо Курапов (поч), пашни середние земли перелогом две десятины с третью в поле, в дву по тому ж, сена три копны, лесу четыре десятины, треть выти.
- Селищо Кожюхова, пашни худые земли (Л. 86) перелогом четыре десятины в поле, в дву по тому ж, сена пять копен, лесу полдесятины, полвыти.
И всего село Борки, а к селу пятнатцать деревень да деревня пуста, да шесть селищ пусты, да починок припущон в пашню, а крестьянских дворов в селе и в деревнях живущих сто деветь дворов, а людей в них сто четырнатцать человек, а пустых тритцать два двора да семь мест дворовых пусты, а хором на пустых дворех изб и сенников, и клетей, и всяких хоромин восмьдесят девять хоромин, а приказоны те хоромы беречи Борковского села старосте Богъдану Шамонову и селчаном (Л. 86 об.) и деревеньщиком, да двор непашенной, а в нем один человек.
Пашни поповы две десятины с полудесятиною в поле, в дву по тому ж, а крестьянские пашни в селе и в деревнях середние земли восмьдесят шесть десятин и две трети десятины, а худые земли дватцать три десятины с полудесятиною, и всего середние земли и худые сто десеть десятин и полтрети десятины в поле, в дву по тому ж, да во лготе четыре десятины и пол-пол-полтрети десятины, а в пусте пашни перелогом сто шездесят десятин с полудесятиною и пол-пол-пол-трети десятины.
А вытей в селе и в деревнях в живущем пятнатцать вытей и полтрети и пол-полчети выти да во лготе полвыти и пол-пол-полтрети выти, а в пусте дватцать две выти с третью и пол-полчети выти. Сена (Л. 87) у села у Борков и у деревень и у селищ пятсот семдесят копен волоковых, лесу бору и кустарю сорок семь десятин с полудесятиною. И дано на выть середние земли по семи десятин, а худые земли по осми десятин и с тое десятиною, что дана крестьяном для посопного хлеба, сена крестьяном дано на выть по пятинатцати копен, и ис того сена крестьяном возити на великого князя конюшни с выти по копне по мерной, лесу дано на выть по десятине, а осталось лесу у крестьянских вытей в розных деревнях деветь десятин с третью десятиною. А сошного писма в живущем полтрети и пол-полчети сохи и со лготными, а в пусте сошного писма четь без пол-пол-пол-чети сохи и пол-полтрети сохи, а кладено в соху середние земли по тысече чети, (Л. 87 об.) а худые земли по тысече по двесте чети.
А оброку крестьяном довати в великого князя казну в Дворцовой приказ семь рублев и дватцать алтын три денги, с выти по полтине, да во лготе деветь алтын с полуденгою.
А посопного хлеба шездесят восмь чети с осминою и пол-полчетверника ржи, сто шесть чети с осминою овса, с выти по четыре чети с осминою ржи, по семи чети овса, да во лготе две чети с осминою ржи, три чети и полторы осмины овса.
Да мелкого доходу довати крестьяном на Дворец с тритцати вытей яловица, с пятинатцати вытей боров живой, с выти по борану, по полтю мяса свиного, по два сыра кислых, по две гривенки масла коровья, по двое куров, по сороку яиц, з дву вытей гусь живой, гусь битой, з дву ж вытей порося живое, (Л. 88) порося битое, да с выти по сажени дров, по копне по мерной сена, по три воза соломы ржаные, по два поярка шерсти белой и серой.
А коли князь велики не велит у них мелким доходом имати, и крестьяном платити в великого князя казну в Дворцовой приказ лен гам и, за яловицу с выти по семи денег, за боров с выти по три денги с полуденгою, за боран с выти по гривне, за полоть мяса свиного с выти по гривне, за сыры с выти по четыре денги, за масло коровья с выти по две денги, за куры с выти по четыре денги, за гусь живой и за битой с выти по семи денег, за порося живое и за битое с выти по три денги, за сорок яиц по две денги, за сажень дров с выти по четыре алтыны, за копну мерную сена с выти по полуполтине, (Л. 88 об.) за солому с выти полтину, за да поярка шерсти с выти по четыре денги, и всего за мелкой доход одиннатцать рублев и дватцать деветь алтын две денги, да во лготе четырнатцать алтын з денгою, с выти по дватцати по шти алтын с полуденьгой. Пошлин дворетцкого и дьячих с оброку и с мелкого доходу тритцеть два алтына три денги да во лготе семь денег, с рубля по десяти денег. А ямъские денги платити им с сошного писма по великого князя уложенью.
А приказщику довати им доходу на три празники — на Рожество Христово, на Велик день, на Петров день — алтын, на празник по две денги, да с выти по осмине ржи, по осмине овса, по хлебу, по курети, по десятку лну. А приказщику с тое пошлины довати на великого (Л. 89) князя Дворец за скатерти с выти по полуденге. А коли князь велики приказщику у них быти не велит, и крестьяном платити за приказщиков доход с выти по две гривны.
А присудные пошлины старостам и целовалником збирати по великого князя уложенью по прежним государевым грамотам. А хто продаст или променит лошедь или корову, и старостам и целовал ни ком имати с купца с лошеди денга, а с продавца денга ж, а с коровы с рога по денге. А хто выдаст дочерь замуж за волость, и старостам имати за выводную куницу десять денег. А хто сына женит в ыной волости, и с того имати за убрус четыре денги. А хто в той волости сына женит или дочерь замуж выдаст, и им с того имати за убрус (Л. 89 об.) четыре денги. А хто продаст хоромину, и старостам и целовал инком имати поуголное, с угла по денге. Да те всякие денги велети земъским дьячком писати в книги подлинно порознь да те книги и денги ежегод отдовати в великого князя казну в Дворцовой приказ.
А землями и луги, и лесом, и всякими угодьи верстатись крестьяном меж собя самим полосами и десятинами на всякую выть поровну и не через землю, чтоб крестьяном меж собя спору и брани не было никоторыми делы.
А на пустые выти приказщику и старостам, и целовалником и всем крестьяном селчаном и деревеньщиком называти жилцов на лготу, от отцов детей, от дядь племнников, или кто ни буди заволостной порядитца. А довати лготы года на два и на три, и на четыре, и посмотря (Л, 90) по пустым двором и по пашне. А хто будет на пустое место без хором и на переложную землю порядитца, и тем людем довати лготы лет на пять и на шесть. А иные пустые выти приказщику и старостам и целовалником довати на пашни на оброк, чтоб великому князю было прибылнее, и безоброчно бы пашни на пустых вытех не похал нихто. А на которые на пустые выти порядитца крестьянин, и приказщику и старостам и целовалником писати в книги подлинно порознь, как которому крестьянину имя, и чей хто сын. и с которого лета и числа хто порядитца и на колко вытей, и сколко вытей из оброку отдаст, и что с них денег оброчных возмет. А как лгота отойдет, и тем крестьяном (.7.90 об.) денежной оброк и посопный хлеб и мелкой доход платити с своею братьею ровно. А лготные книги, что в которой деревне ис пуста в живущее прибудет, и оброчные денги привозити к великому князю Семиону Бекбулатовичю Тверскому и отдовати в Дворцовой приказ.
Да к селу ж Боркам приписана была деревня Волкова на усть реки Шоши, а в ней четыре дворы, а живет Третьячко Дубинин с товарищи, пашни худые земли четыре десятины в поле, в дву по тому ж. сена в отходе за рекою за Шошею в Семушинской трети на Белех дватцать копен, лесу кустарю полдесятины, а в ней пол выти. А оброку с нее с пашни и с лугу за посопной корм и за мелкой доход и за посопной хлеб на год (Л. 91) по тритцати алтын. И с тое деревни оброк платят государю царю и великому князю на Болшой дворец.
Да Борковского ж села церьковная деревня Залука, а в ней два двора, пашни худые земли пять десятин в поле, а в дву по тому ж. сена пятдесят копен, лесу на половине болоте три десятины. А оброк с нее платят попу к церькви на темьян".
|
|
3.2. Пояснения к древнему тексту.
"(в)" в тексте - означает "во дворе" - это такой значок вроде @ в тексте, чтобы дворы потом удобнее подсчитывать, поскольку красной строки тогда в деловых документах не делали. А если не тягловые дворы, то писали (д) - это просто двор (какого-нибудь помещика, кабак, подворье, гостиница, коровник, конюшня и т.д.). Касательно (в) церковников - они тоже платили подати, но не как крестьяне, а по отдельной ведомости, ибо тоже были держателями земли и некоторой недвижимости, за которую платили и государству, и архиерею. (Пояснение П.С.Иванова)
Выть - это площадь пашни, которую могла обрабатывать одна крестьянская семья в полной мощности с работоспособными членами и налаженным хозяйством. На выть выдавали семь десятин земли или восемь (в поле, а "в дву потому ж", то есть по 21-24 реальных десятины). (Пояснения П.С.Иванова) В словаре Даля: "ВЫТЬ - (вытягивать, тянуть) доля, участок, пай; пай или надел в земле, лугах (влад. твер. ряз.); мера земли, 19 десятин 2010 саж. (новг.); участок земли и покоса на 8 душ, (новг.-брон.); тягловой участок, тягло." В данной описи видно, что ни одна крестьянская семья не имела целую выть земли, кто обрабатывал полтрети (т.е. 1/6), кто - полчети (т.е. 1/8). Т.е. земли очень сильно не хватало. Но при этом - 73% её пустовало. Почему?
Четь - согласно толкового словаря Д.Н.Ушакова - это то же самое, что и "четверть".
"Великие говейна" - это Великий пост (обычно март). Вероятно, тогда был самый легкий санный путь, поэтому переезды крестьяне совершали именно тогда. Хотя Юрьев день тогда еще действовал, но оный день бывает осенью - в ноябре - не очень складное время для переездов. (Пояснение П.С.Иванова)
Изба, клеть - согласно Википедии, клеть – это четырёхугольное строение из дерева. Использовалась для проживания летом, а зимой в ней хранили съестные припасы. Отапливаемая клеть называлась изба. Клеть устанавливалась на подошве, т.е. прямо на грунте, на столбах, режах и обрубах. (Реж и обрубы – прообраз фундамента.)
Брёвна прокладывались мхом, а богатые люди утепляли хоромы низкокачественным льном, пенькой, паклей. Стены и потолки обивали полотном или войлоком. Полы укладывали на клади, или лежни. В подклетах пол мог быть бревенчатым. Потолок (подволока) укладывался на матицы. Потолок клали из колотых пополам брёвен или брусьев. Изнутри стены обшивались тёсом, или липовыми досками, потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю.
Овин - это хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, и верхнего яруса, куда складывали снопы.
"Пашни середние" - в те времена земля оценивалась по качеству (урожайности) и делилась на "добрую", "середнюю" и "худую". В зависимости от этого её количество на выть отличалось. Почти весь Тверской уезд земля - "середняя". Доброй было ничтожно мало, только в поймах - и самая лучшая - в пойме Шоши, сейчас она угроблена водохранилищем. Худой тоже было не очень много, её не успели тогда ещё истощить после вырубки девственных лесов (это последнее как раз было, как полагают экологи, веке в 15-16). (Пояснение П.С.Иванова)
Десятина - мы не знаем точно, что такое была "десятина" в 16-м веке, ни тем более, что такое были все остальные единицы. Но предполагаем, что "соха" - это где-то 1000 - 1200 "четей", и тогда четь - это вроде десятины. Мы имеем в Борках десятин где-то 300*3=900, и это равно в сохах: одна целая, минус половина трети (=0,83), минус половина четверти (=0,705), плюс четверть (=0,955) минус от нее какой-то хвостик, которым можно пренебречь... (=0,95). Что и будет около одной сохи.
Ну, это только пашня, а ещё сенокосы и лес... Позже, в 18 веке, в одной десятине считали 10 копен.
Вытей (в десятине) было примерно 40. На выть выдавали семь десятин земли или восемь (в поле, а в дву потому ж, то есть по 21-24 реальных десятины). Множим 40 х 21/24 и получаем примерно те же 900. Поэтому десятина - четь может быть примерно равна нынешнему гектару. Так-то соотношение 1 х 1,08, но это в 19 веке, а как в 16-м - точно не известно. (Пояснение П.С.Иванова)
Перелог - участок земли, бывший прежде под пашней, оставленный без обработки более года и заросший сорной растительностью; кратковременная залежь. При переложной системе земледелия плодородие почвы восстанавливалось естественным путем, затем участок вновь распахивался.
"в дву по тому ж" - это значит, "помножить на три". Система-то была трехпольная - яровое, озимое и паровое поля. Считали одно поле, в уме держали еще два. (Пояснение П.С.Иванова)
Посоп - согласно словаря Даля, старинное слово, происходящее от слова "посыпать" - ссыпка хлеба феодалу, подать зерном, в отличие от денежной дани. Посопное село - то, которое платило подати или оброк не деньгами, а хлебом.
Косарь. Фото начала 20-го века. |
Копна — это не только уплотнённая конусообразная куча сена или соломы, обычно складываемая на месте сенокоса, но и устаревшая мера площади сенокосов, равная одной десятой десятины. Считалось, что с одной десятины собирают примерно десять копён.
"Достоль" - скорее всего, это старая форма слова "достальное", т.е. остаток.
"Отхожая пожня" - здесь "удалённая", а "пожня", по Далю, это покос, сенокос, луг; луга всегда разумеются низменные, нередко поемные, по речкам; а местами (новг.) пожня - целина, новина, залежь; арх. - нива, хлебная, засеянная пашня". До отхожей пашни могло быть до десяти-пятнадцати верст, когда крестьяне уходили косить эти отхожие луга с ночлегом - полдня туда на лошадке, там день-два и обратно.
"у Шеского устья на кургане на Волге" - топоним точно не понятный. Скорее всего, речь идёт о некоем покосе, находившимся на левом берегу Волги напротив устья реки Шоша. Хотя П.С.Иванов считает, что "Шейское устье" - это некая иная речушка, впадавшая в Волгу где-то ниже Борков и давшая имя Шескому (в иных написаниях - "Шейскому") стану.
Сколько же земли было в Борках? Попробуем подсчитать, "переводя" фразу из текста на язык десятичных дробей (и округляя неделимые дроби до тысячных долей). "И в селе в Боркех в живущам выть с четью и пол-пол-полтрети выти да во лготе полтрети и полчети выти, а в пусте четыре выти и пол-пол-полтрети выти." Итак, при "переводе" получаем:
= "выть с четью" - это 1,25 выти,
+ "и пол-пол-полтрети выти" это 1/3 делим на 2 три раза, получаем 0,042 выти,
+ "да во лготе полтрети и полчети выти" = 1/6 + 1/8 = 0,167 выти,
+ "а в пусте четыре выти и пол-пол-полтрети выти" = 4 + 1/3/2/2/2 = 4,042 выти,
= Итого получаем 5,5 вытей. Из которых, обратим внимание, 4,042 - "в пусте", т.е. 73,5% пашни - не обрабатываются, заброшены! Ну почти как сейчас, в новое смутное время!
Кстати, как всё-таки было сложно считать в древности, пока люди не додумались до десятичных дробей! Попробуйте сами посчитать - удивитесь!
"Осиновец" - видимо, это нынешняя деревня Осиновка, расположенная на левом берегу Волги в 3 км ниже Борков. На карте Менде за 1850г в ней значится 8 дворов.
Житенка - здесь как синоним слов "житница, житня" у Даля - строение для хранения вымолоченного зернового хлеба всех родов; склады, запасы зернового хлеба.
Мылня - здесь синоним слова "баня".
Шишкино - деревня, располагавшаяся между Осиновкой и Загорьем, вниз по Волге от Борков, тоже входила в приход церкви села Борки. На карте Менде в 1850г в ней значится тоже 8 дворов. Ныне слилась с Осиновкой.
Загорье - деревня сохранилась, ниже Осиновки по левому берегу Волги. Тоже входила в приход Борковской церкви. В 1850г на карте Менде в ней значатся 12 дворов.
Высокое - деревня сохранилась, находится на дороге из Юрьево-Девичье в Едимоново. Оказывается, в 16-м веке она входила в Борковский приход!
Медведево - деревня сохранилась и тоже находится на дороге из Юрьево-Девичье в Едимоново, ближе к Юрьево-Девичему, чем к Боркам.
Режово - Балашова В.П. припомнила топоним "Ряжово поле", который, видимо, и сохранился от той деревни. Оно располагалось за холмами (с ее слов: сначала Баранья гора, потом ещё одна и ещё одна, а за ними в лесу - Режово поле. Сейчас там живет лесник, или находится что-то типа кордона в лесу, домик.
Лазорево - по воспоминаниям Балашовой В.П. (ист.3), поле за Борками по дороге на Едимоново называлось Лазоревым. Это след от находившейся там деревни. Исчезнувшей скорее всего в "смутное время" (начало 17-го века).
Борыгина - по воспоминаниям Балашовой В.П. (ист.3), поле за Борками по дороге к переправе в с.Новое и к Осиновке, называлось Барыгиным полем. Это тоже след от существовавшей там ранее деревни. Это перекликается с упоминаемым археологами урочищем Барыгино поле, на котором ими обнаружены остатки селища 14-17 веков.
Убрус - в старину полотенце, которым повязывали голову. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
"деревня Волкова на усть реки Шоши - глядя на карту Менде, приходит мысль, что это деревня Низовка, находившаяся как раз на устье Шоши прямо напротив Борков. Не могу это утверждать 100%-но (между деревнями иногда было очень маленькое расстояние, как между Загорьем, Шишкиным и Осиновкой, ныне практически слившимися), но вероятность этого - весьма высока.
Обращает на себя внимание картина некоего запустения местности: "И всего село Борки, а к селу пятнатцать деревень да деревня пуста, да шесть селищ пусты, да починок припущон в пашню, а крестьянских дворов в селе и в деревнях живущих сто деветь дворов, а людей в них сто четырнатцать человек, а пустых тритцать два двора да семь мест дворовых пусты, а хором на пустых дворех изб и сенников, и клетей, и всяких хоромин восмьдесят девять хоромин". Получается, что из всех дворов в приходе четверть (26%) - пусты! Отчего же? Ну, о некоторых в тексте упоминается, что их вывезли в Новое или в другие места. А остальные почему ж?
Картина К.Лебедева Уничтожение Новгородского вече |
И тут надо вспомнить Российскую предысторию, которая могла коснуться и этих мест и о которой мог не упоминать автор переписи, потому что она тогда была хорошо известна всем. А мы, нынешние, можем и не знать об этом... В 1565г царь Иван Грозный объявил о введении в стране опричнины. В декабре 1569 г., подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван в сопровождении большого войска опричников выступил в поход против Новгорода. По пути опричники устроили массовые убийства и грабежи в Клину, Твери, Торжке и других встречных городах (было убито 1505 человек, в основном — сидевшие по темницам литовские и татарские пленники, а также выселенные из своих домов псковичи и новгородцы, застигнутые опричниками по дороге в Москву. В Тверском Отрочем монастыре в декабре 1569 Малюта Скуратов лично задушил митрополита Филиппа, отказавшегося благословить поход на Новгород.
Опричные войска из Москвы в Тверь прошли через Клин по старой дороге - через Шошу. Опричное войско насчитывало по некоторым подсчётам до 15000 человек. Разумеется, его надо было кормить по пути, и разумеется Борки не могли миновать этих поборов (в лучшем случае). Были ли репрессии по пути в деревнях - не известно. С одной стороны, Борки были дворцовой вотчиной и разорять свои земли было бы вроде бы не логично. А с другой, в истории многие поступки не логичны, да ещё и есть русская поговорка: "бей своих, чтоб чужие боялись!" Так что, весьма вероятно, что запустение четверти (!!) Борковских земель в 1580-м году есть следствие карательного похода Ивана Грозного на Новгород.
|
3.3. 17-й век.
В "смутное время" (начало 17-го века) все эти земли были опустошены голодом, мором и бандами захватчиков, двигавшимся по древней дороге вдоль Волги.
В первой трети 17-го века свободных земель у Великого князя московского, видимо, уже не осталось для раздачи своим служилым людям, и он стал раздавать участки в этой своей дворцовой вотчине. И заселялись позже эти земли где - переселенцами из других краёв, а где - вернувшимися из глухих лесов беженцами.
Надо отметить, что с древности Волга была оживлённым путём сообщений. А здесь к тому же в неё впадала Шоша, по которой был водный путь к Волоколамску и Московскому княжеству. Позже здесь же, по правому берегу Волги прошёл и сухопутный путь из Москвы в Новгород (а позже - и в Петербург). По этому пути проезжали и многие иностранцы, едущие в Москву со стороны Швеции. Вот цитата из исторической справки о Низовке в прошлом, написанной А.Вершинским для спецвыпуска "Летописи краеведения" №2 от марта 1924 года, посвящённого поэту С.Дрожжину (П-4)).
Счётчиков (И-11) пишет, что "по кашинским писцовым книгам 1628-29 г.г., деревня Борок принадлежала Осипу Григорьевичу Грязному и состояла из одного крестьянского и двух бобыльских дворов". Пензиков (П-1), очевидно пересказывая слова Счётчикова, но не ссылаясь на него, превращает "Борок" в "Борки", а "Грязному" в "Грязнову", чем только усугубляет эту ошибку. В действительности же Счётчиков процитировал сведения о другом населённом пункте - деревне Борок, располагавшйся напротив Корчевы, поскольку у Счётчикова далее пишется, что "Располагалась деревня ... по обе стороны почтовой дороги из Твери в Корчеву... Деревня была приписана к церкви села Устья." Вот эта деревня на карте Менде:
Борок на Волге, вызвавший путаницу |
В 1649 году владельцем соседней деревни Шишкино назван князь Касаткин-Ростовский. (И-13)
|
Шоша, рис. Мейерберга, ~1662г |
Образец переправы в 17в |
"Упоминание о Шоше встречаем у Герберштейна и Мейерберга. Павел Алеппский, посетивший Россию в 1655-1656 годах, не раз езжал этим путём и в своих воспоминаниях он пишет: "в понедельник вечером переправились через Волгу и ночевали в селении на берегу её по имени Шоша. (Сбор. Тверск. Общ. Люб. Ист. Арх. и Естеств. вып.1 стр.273)"
Возникает вопрос: переправились они здесь же, напротив Шоши? Тогда это - из Борков, и сухопутный путь проходил через них! Мы знаем, что из Борков в Городище Волгу летом можно было перейти вброд. Но такой же брод был и выше по Волге - в селе Городня. От Городни до Шоши - около 17 км (по старой дороге). А дневной переход лошади составлял по разным данным от 25 до 50 вёрст (1 верста ~1067м). Получается, нельзя исключить версию переправы у Городни: Алеппский мог заночевать не сразу после переправы, но проехав ещё полдня. Но, скорее всего, соединительный союз "и" в данном случае (если перевод точен) говорит о двух действиях, которые непосредственно следовали одно за другим: переправились и затем сразу заночевали. И тогда они переправлялись из Борков!
В 1672 году прожиточное поместье вдовы Евгении Афанасьевна Унковской (вдовы Андрея Унковского по первому браку) было записано за её вторым мужем - Степаном Моисеевичем Скрыплевым. (И-13) Судя по более поздним сведениям, это была и часть села Борки, и половина д.Шишкино.
По переписной книге 1678 года князю Ивану Терентьевичу Касаткину-Ростовскому принадлежала четверть соседней деревни Шишкино, состоявшая из одного бобыльского двора. (И-13)
|
|
|
|