Дача Виктория - уют, внимание, красота

История села Борки Корчевского уезда

Глава 6. Окрестности: Шоша, Низовка, Новое. Дороги.

Имеющим быстрый и бесплатный интернет для лучшего восприятия главы автор очень рекомендует включить проигрывание звукового фона страницы. В Internet Explorer-е для этого достаточно просто включить опцию "Музыка" в левом углу верхней строки меню (кликнуть мышкой по этому слову, чтобы оно стало не зачёркнутым). В других броузерах Вы этого переключателя не увидите, но можно кликнуть по ссылке на звуковой файл, который откроется в новом окне. Эта страница озвучена песней «Динь-динь-динь» (слова и музыка Е.Юрьева) в исполнении Олега Погудина - 7,7 Мб.)


Тут интересно рассмотреть вопрос, по какой дороге ехала Катенька Голубева в Борки со станции Завидово? Более коротким путём - через село Шоша (Воскресенское), и далее по старой московской дороге? Или же через Новое? Как вообще проходил этот важный для Борков торговый путь? Рассмотрим этот вопрос.


6.1. О пароме через Волгу.

На карте Менде (Тверской губ. за 1850 год) ближайший паром показан только в селе Новое (нынешнее Свёрдлово). Никакого другого парома вблизи больше не показано.
Фрагмент карты Менде, 1850г

Но на катре Шуберта (Московской губ. за 1860г) паром показан между селом Шоша и д.Городище, при этом в селе Новое паром не показан! Чья карта ошиблась? Или ситуация за 10 лет изменилась и паром "переехал" из Шоши в Новое?
Фрагмент карты Шуберта, 1860г

Возможно, ответ на этот вопрос мы уже никогда не узнаем... Но в указанный период времени паром действительно мог переместиться из Шоши в Новое по трём причинам:
а) угасание села Шоша в связи с тем, что в 1834 году Московско - Питерский тракт был перенесён отсюда в Безбородово (более коротким маршрутом),
б) расцвет села Новое в связи с тем, что рядом возникла ж/д станция Завидово и Новое стало транзитным пунктом пересадок пассажиров пароходов из ближних приволжских сёл и уездного города Корчевы, добирающихся на станцию Завидово, или обратно (см. ниже раздел 4.4). Глубины Волги позволили сделать здесь пристань, тогда как у Шоши Волга была мелкой и поэтому пароходы к берегу подойти не могли, пассажиров высаживали в лодки, что было не удобно;
в) из-за этой же мелкоты Волги возле Шоши (перекат) люди и лошади в тёплую погоду переходили Волгу вброд (глубина была по грудь), и меньше пользовались паромом. Видимо, по этим причинам паром и переместился в Новое.

Кстати, и ниже Нового на Волге тоже была большая отмель, в районе Башево (урочище ниже Загорья). Так, по воспоминаниям Душечкиной Н.А. (У-6), её дед рассказывал ей, что напротив Башево Волгу летом переезжали на телегах, а баржи там часто застревали, и крестьяне соседних деревень перетаскивали баржи через эту отмель.

Хотя и напротив Нового Волга не была слишком глубокой. Та же Душечкина говорила, что напротив церкви в Новом, где сейчас красный бакен, был небольшой остров, поросший сосёнками, и туда её маленькую перетаскивала летом мама, переходя Волгу вброд, при этом вода ей была по грудь.

Село Новое (ныне - Свёрдлово) - центр Новинской волости Клинского уезда, было как бы центром округи, хотя и относилось тогда к Московской губернии. О нём подробнее создана специальная страничка. Из Борков в Новое ездили по дороге вдоль Волги, до парома возле деревни Осиновка. Паром здесь назывался "третник". Жители Борков приплывали в село Новое на престольные праздники Крестовоздвиженского храма, а те, в свою очередь, приезжали в Борки на праздник Рождества Богородицы. Между жителями сёл были множественные родственные связи. Поэтому не случайно, что позже, при затоплении Борков, большинство жителей старых Борков предпочли переехать в Свердлово (Новое).

Паром через Волгу в Старицком уезде, 1903г

Кстати, точно так же назывался паром и в Конакове, ещё до постройки водохранилища в 1936 году! По воспоминаниям В.Сидорова в его автобиографической книге "Гори, гори ясно" (П-5) на стр.48 он пишет, как он в детстве переправлялся через Волгу в районе Конакова на пароме: "Надев снова обувку, спустились мы по песчаной дороге, круто сбегавшей вниз, к перевозу. "Третник" - так назывался паром - словно ждал нас. С грохотом въехали на него последние телеги, и мы вошли следом на искрошенный колёсами настил. Паромщик тут же отчалил, и, перехватывая канат, медленно потянул нас к другому, не известному мне пока берегу. Ещё перехватил, ещё подтянул, ещё, и вот, мы уже на середине реки. Красный треугольничек бакена, колыхавшийся на воде, остался позади, удалялся и наш берег с богатырским бором. ... Тихо, почти беззвучно паром причалил к небольшому мостику, с которого так же, прогремев, съехали телеги, и лошади, подгоняемые возницами, поднимая пыль, помчались к видневшемуся невдалике селу..."

То, что из Борков на станцию Завидово путь проходил через паром в селе Новое, видно и из воспоминаний Е.М.Голубевой (Р-1). Она пишет: "Переехали на пароме Волгу, едем берегом, начинаются поля нашего села Борки". Если бы паром был от Шоши, то как бы они ехали берегом? Ведь село Борки начиналось бы всего метрах в 200 от Шошинского парома! А вот при езде от парома в Новом, старая дорога действительно шла вдоль берега Волги (по воспоминаниям старожилов), и перед Борками проходила через Барыкино поле. Всё сходится!

А Тихомирова Ю.Н. (У-11) сообщила такие свои воспоминания об этом пароме: на него помещались 2 телеги с лошадьми. Для перемещения с берега на берег был натянут трос, опускавшийся на дно реки, этот трос пропускался через колесо, которое крутил паромщик, в результате чего паром перемещался вдоль троса с берега на берег.


Воскресенский храм в Шоше

6.2. Шоша - Воскресенское и Низовка.

Всё же интересно сказать и о старинном селе Воскресенское на Шоше, находившемся напротив Борков и потому тесно с ним связанным. В книге "Вахонинская земля" (П-1) автор Ю.А.Пензиков пишет, что здесь, в устье реки Шоша ещё Юрием Долгоруким была построена крепость, запиравшая вход в Шошу, бывшую дорогой к Волоколамску. Название этой крепости было простое - Городок, и располагалась она не на самом устье, а примерно в километре ниже его (не на месте ли деревни Городище?). Позже (но ещё до нашествия Батыя) рядом возникли два монастыря - Богородицкий и Воскресенский.

Воскресенский храм в устье Шоши

При Екатерининской церковно-земельной реформе 1764г множество мелких монастырей были закрыты, видимо, тогда и Воскресенский монастырь был преобразован в приходский храм. Он и дал второе имя селу - Воскресенское. А когда вскоре было образовано Тверское наместничество (преобразованное позже в губернию), то река Шоша в этом месте оказалась границей между Тверской и Московской губерниями, так что правобережное Воскресенское оказалось в Московской губернии (в Клинском уезде), а левобережная (по Шоше) Низовка - в Тверской.

Низовка, вид на храм в Шоше

Тем не менее, деревня Низовка продолжала входить в приход "заграничного" села Воскресенское. (Н.А.Толстой пишет, что это свидетельствует о том, что граница Клинского уезда в этом месте ранее проходила не по Шоше, а севернее - см. П-8, с.206.) И хоронили - там же (в частности, по сообщению Дрожжинского музея, поэт был похоронен именно у Воскресенской церкви, хотя ещё до революции возникло кладбище за селом, где была построена кладбищенская Никитская церковь, восстановленная недавно после разрушения в годы войны). Во времена Пушкина в Воскресенском насчитывалось 65 крестьянских дворов, а в соседней (через Шошу) Низовке - 27 (И-2). На карте Шуберта (см. выше) видно, что село Шоша имело две улицы, одна из них была частью старого Московско - Питерского тракта, а другая - шла ей параллельно, но ближе к Волге.

Улица Низовка в Вахонино

При постройке Иваньковского водохранилища в 1936 году, село Шоша (Воскресенское) было выселено отсюда, хотя и не попало в зону затопления. Часть домов (по сведениям Пензикова, П-1) были перевезены во вновь образованную деревню Шоша, расположенную южнее. А из деревни Низовка часть жителей переселилась в село Вахонино, где была образована улица Низовка. Правда, на 2012-й год там уже не осталось ни одного старожила, проживавшего когда-то в старой д.Низовка...

Фотографии Воскресенского храма предоставлены нам для публикации Домом-музеем С.Д.Дрожжина, что находится на станции Завидово. На фото - директор музея Е.В.Павлова на улице Низовка в селе Вахонино.

Впадение Шоши в Волгу, 1910г, фото Прокудина-Горского

А в феврале 1958 года "освобождённая" от местных жителей ценная земля на месте села Шоша, постановлением СМ СССР от 16.08.57 отдаётся под строительство спортивной рыболовно – охотничьей базы для сотрудников дипломатических представительств. Им же отдых нужнее, чем местным крестьянам?

Поэтому сейчас на месте нахождения этого села находится комплекс отдыха "Завидово", а на месте Воскресенского храма - ресторан Шоша. Там, где веками молились русские люди, где хоронили предков, ныне - едят, танцуют, веселятся "новые русские" и иностранцы. Прям, бесовщина какая-то! И при этом Вы не найдёте здесь ни одного упоминания о том, что на этом месте ещё недавно было старинное село, храм, кладбище при нём (на котором был похоронен поэт С.И.Дрожжин) и что здесь проходил старинный тракт, по которому ездили все российские цари и иноземные дипломаты до 1834 года... Полное забвение истории места, пренебрежение к ней!

Аэрофотосъемка бывшего с.Шоша и о-ва Низовка
Аэрофотосъемка бывшего с.Шоша и о-ва Низовка

Шоша, рис. Мейерберга, ~1662г
Фрагмент старой дороги на Низовке

6.3. О старом тракте Москва - Петербург.

И Воскресенское (Шоша), и Низовка располагались на старом Московско-Питерском тракте, действовавшем до 1834г. Так что и Пётр I, и Екатерина II, и Ломоносов, Радищев, и Пушкин (до 1834г) - все они ездили именно здесь, по этой старой дороге, через это село! И комплекс отдыха "Завидово" мог бы воссоздать фрагмент старой дороги, расчистив её от порослей и поставив "верстовые столбы" - копеечное дело, а туристам было бы интереснее ездить там на квадрициклах! Но... этого нет пока.

В 2012 году мы нашли фрагмент этой дороги на Низовке. Шириной ровно на две телеги, оканавленная сбоков - таким был первый тракт из Москвы в Санкт Петербург, и именно по нему ехали все царствующие особы, послы и прочие путешествующие по казённой и личной надобности, вплоть до постройки в 1834 году нового шоссе.

Но в 1834г завершилась прокладка нового шоссе, которое местами было спрямлено (И-2). Так, от села Завидово оно пошло западнее - через Безбородово, где проходит и сейчас. Об этом нам свидетельствует сам А.С.Пушкин, который в 1834 году, в год окончания основных работ на этом шоссе, написал дорожный очерк “Путешествие из Москвы в Петербург”:

«...Узнав, что новая московская дорога совсем окончена, я вздумал съездить в Петербург, где не бывал более пятнадцати лет. Я записался в конторе поспешных дилижансов (которые показались мне спокойнее прежних почтовых карет) и 15 октября в десять часов утра выехал из Тверской заставы.

Катясь по гладкому шоссе, в спокойном экипаже, не заботясь ни о его прочности, ни о прогонах, ни о лошадях, я вспомнил о последнем своем путешествии в Петербург, по старой дороге. Не решившись скакать на перекладных, я купил тогда дешевую коляску и с одним слугою отправился в путь. Не знаю, кто из нас, Иван или я, согрешил перед выездом, но путешествие наше было неблагополучно. Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумертвый. Мои приятели смеялись над моей изнеженностию, но я не имею и притязаний на фельдъегерское геройство и, по зимнему пути возвратясь в Москву, с той поры уже никуда не выезжал." (И-3)

Новое московско - питерское шоссе, оказывается, было платным, по крайней мере, на каких-то своих участках: так, "в 1834 году в северном конце села Завидово появилась шоссейная застава – здесь брали деньги за проезд по новопостроенной шоссейной дороге. Небольшим отрядом солдат при заставе командовал офицер - поручик." (И-2)

Как же проходила старая дорога? В ответе на этот вопрос мне помогла работа Валентина Старикова "Корчевская Пушкиниана" (И-2), а потом и подтвердившая её найденная карта Шуберта издания 1860г по топосъемке 1852-53 годов.
Фрагмент карты Шуберта 1860г

Завидове старый Московско-Санкт-Петербургский тракт поворачивал вправо, по мостику переходил на правый берег реки Дойбицы и направлялся точно к северу, в деревню Высоково." Деревня относилась к экономическому ведомству (т.е. была казённой, без помещиков), насчитывала 16 крестьянских изб, около 60 душ мужского и 70 душ женского пола."

Затем шла деревня Павлюково, тоже экономического ведомства, 36 дворов, около 200 жителей мужского и 220 женского пола. После неё, поднявшись на небольшой холм, дорога проходила через деревню Елдино, тоже экономического ведомства, 20 дворов, около 70 жителей мужского и 75 - женского пола.
Аэрофотосъемка Завидово - Елдино

Потом дорога шла полем вдоль реки Дойбицы (этот участок дороги ныне не сохранился, распахан) и выходила на ныне асфальтированную дорогу на комплекс отдыха "Завидово", к повороту возле ответвления от неё дороги на д. Архангельское. (Нынешнее Архангельское было переселено на это место в 1936г, поскольку старое Архангельское (отмеченное на карте Менде) располагалось на левом берегу Шоши между ж/д и автодорогой, и попало в зону затопления.)

Далее тракт выходил на Воскресенское на Шоше (на карте Шуберта она почему-то подписана вторым названием Ново-Александровское), где путники переправлялась через Шошу, относившуюся к Москвоской губернии, в Низовку - Тверской губернии, и ехали мимо имения Новинки в Слободу и в Старое Мелково, где старая дорога смыкалась с новой (современной).


6.4. Был ли мост между Шошей и Низовкой?

Один из интересных вопросов в этой связи - был ли мост через реку Шошу между селом Воскресенским и деревней Низовка? О наличии моста пишет Пензиков (П-1). В одном из интернет - источников я тоже нашёл: "Эти два населенных пункта соединял крепкий деревянный свайный мост." Но тут не так всё просто и однозначно...

1) Воспоминания С.Д. Дрожжина, изданные в 1905 году и опубликованные в Интернете в отсканированном виде (И-4), говорят:

Воспоминания Дрожжина, 1905г, стр.7

(Хочу отметить, что это интересные воспоминания, подробно отражающие крестьянскую жизнь того времени в этой местности, потому рекомендую их всем, кто интересуется историей.)

2) Дневник С. Дрожжина за 1924-й - 26-й годы (Р-2) свидительствует, что и в двадцатые годы моста там так и не было! Привожу цитаты об этом.

  1. 19.05.24 он пишет о посещении его группой школьников из Корчевы, которые прибыли пароходом, при этом пароход не причаливал к берегу, а пассажиры "снялись на лодках против Шошинской школы", переночевали там, и "на другой день утром также на лодках через Шошу посетили меня в Низовке". Зачем бы им переправляться на лодках, платя перевозчикам, если бы был мост?
  2. В том же 24 году в записи за октябрь он пишет о гибели внучки: "Я лишился последней опоры в мои преклонные годы – моей любимой внучки Марии Дрожжиной, которой только что исполнилось 17 лет. Она утонула в 7 часов в реке Шоша, переезжая со многими подругами в лодке на спектакль, который давался в здании школы моего имени. Её труп нашли и принесли ко мне только утром." Зачем бы им было переплывать реку на лодке, если бы был мост?
  3. Да и в записи за 21.06.26г он пишет: "утром после чая и закуски переправились через Шошу, чтобы осмотреть школу и библиотеку моего имени." Переправляются обычно на лодках, по мосту же - переходят пешком.

Таким образом, в конце 19в - начале 20-го моста тут уже не было, хотя ранее, во времена, когда Московско-Питерский тракт проходил здесь, мост здесь был. Карта Шуберта (1853) показывает ниточку через Шошу в районе Воскресенского, так на этой карте обозначены паромы, но в других случаях они ещё и подписаны словом "паром", а тут - почему-то нет.

А в 2012 году Трофимова (Баслер) Антонина Егоровна (У-7) рассказала нам, что в 1931 году между селом Шоша и д.Низовка был построен пешеходный мост, называвшийся в народе "Горбатый". При этом Шоша в межень была такая мелкая, что её на лошадях переезжали вброд чуть выше села. А на вопрос, как же в ней тогда утонула внучка С.И.Дрожжина, она ответила, что ниже моста был глубокий омут.


6.5. Тракт Корчева - станция Завидово.

Станция Завидово, 1910г
Фото из музея С.Дрожжина

После постройки железной дороги возникло движение из уездного центра - города Корчевы (и её окрестностей, вплоть до Кимр) - к ближайшей железнодорожной станции Завидово. (Очень интересно этот тракт описан в рассказе А. Столярова "Семейные проводы кимрского купца в Москву", фрагмент которого приведён на страничке о селе Новом. Этот тракт проходил по берегу Волги, через село Новое, где путники отдыхали в трактире. Фрагменты его сохранились во многих местах.

От села Новое дорога шла на Терехову, а из Тереховы шла не как сейчас (через Городище), а напрямую к мосту через Дойбицу у Мокшина. После этого моста возможны два варианта старой дороги: или через Мокшино по ныне существующей дороге, или же она шла более коротким и прямым путём, который проглядывается на космофото как просека в лесу и граница полей.

Общая длинна этого пути (включая паром) - около 18 км. Думается, что лошадь вполне могла неспешно преодолеть его часа за 3.

Реконструкция тракта
Фрагмент карты 1941г

Остатки этой дороги ещё видны на карте 1941 года, где она обозначена двойной линией, как главная. Но по этой карте может возникнуть вопрос: дорога упирается в Волгу в д.Терехова, а дальше через затопленное устье ручья нарисована какая-то непонятная ниточка - что это? Этот вопрос нам пояснила Душечкина Нина Александровна (У-6). Она сказала, что до 70-х годов в Терехове через затопленное устье ручья существовал деревянный мост, по которому и проходила дорога в Свердлово. Теперь все подходы к этому бывшему мосту приватизированы и застроены московскими дачами.

Начало старой дороги
Середина старой дороги

В 2012 году я проехал этот фрагмент старой дороги (со стороны реки Дойбицы), она довольна живописна, и вначале - даже очень наезжена (до лагеря строителей), после него - явно редко посещаема, а при подходе к ручью - становится труднопроходима в сырую пору и очень мало наезжена. За ручьём же в поле её уж давно перепахали... "Так проходит слава людская."
Аэрофотосъемка Вараксино - Новое


6.6. Речной трамвайчик

Читая дневник Спиридона Дрожжина (Р-2), я обратил внимание на то, сколь часто он упоминает о теплоходном сообщении - и сам ездил регулярно в Тверь, Корчеву, Кимры, и к нему так приезжали, в т.ч. и даже из Ярославля. О теплоходе он пишет так буднично, как мы сегодня - о междугороднем автобусном сообщении. А тогда, в начале 20-го века, сухопутные дороги были плохие, и теплоходы и были таким массовым транспортом, который ходил очень часто и останавливался во всех крупных деревнях. Дрожжин упоминает конкретные названия пароходов: "Чернышевский", "Суриков", "Радищев", "Герцен". Фото двух из них вы можете видеть ниже.

Пароход Радищев

Вот, например, повёрстное описание Волги от Твери до Корчевы с сайта "Речная старина": От Твери до Корчевы 87 вёрст. На 1 вер. гор. Т в е р ь, 2 вер. Мельница Коняевых, 4. вер. д. Старая Константиновка, 7 вер. с. Перемерки, 8 вер. д. Малые Перемерки, 11 вер. с. Власьево, 14 вер. д. Поддубье, 19 вер. с. Орша, 21 вер. с. Семеновское, 22 вер. д. Зоборовье, 25 вер. сел. Юрьевское, 29 вер. ручей Игуменка, 30 вер. с. Лисицы, 32 вер. д. Судимерки, 37 вер. с. Ям Городня. 41 вер. ручей Перекоп, 45 версте с. Мелково, 47 вер. д. Слободка, 54 вер. с. Воскресенское, 55 вер. с. Борок, 56 вер. д. Городище, 57 вер. д. Терихово, 59 вер. с. Новое, 60 вер. д. Заборье, 62 вер. плотины Телятниковские, 64 вер. с-цо Плоски, 66 вер. Заборовье, 67 вер. с-цо Корочарово, 68 вер. с. Овсянники, 69 вер. с. Сухарино, 71 вер. д. Шагарово, 74 вор. д. Скрылёво, 81 вер. д. Сурсово, 83 вер. д. Городище, 85 версте д. Борок, 86 вер. д. Притыки. Такие остановки делал "речной трамвайчик" около 100 лет назад - небольшой катер, перевозивший людей с берега на берег.

Пароход Герцен

Затем пароходы сменились теплоходами, но всё так же они бороздили летом речные просторы, останавливаясь у каждой деревни, высаживая крестьян с покупками и продуктами на продажу в городе, а также городских дачников с баулами и домашними собачками. Школьники ездили на них в Тверь в цирк, пенсионеры - в больницу. На этих судах половина пассажиров друг друга знали, и как только катер отчаливал от городского причала, тут и там заводились неторопливые разговоры о последних новостях, о ценах, о политике... Я и сам застал эти теплоходики на закате Советской власти. А потом они как-то враз вдруг умерли... Исчезли дорогие "Ракеты", на которых можно было быстро пролететь аж от Калязина и до Твери, исчезли и многие неторопливые пригородные катерочки (например, от Конаково - до Свёрдлово, от Твери вверх по Волге). Хотя пригородные кое-где ещё держатся и я, приезжая летом в Конаково, люблю прокатиться на последний маршрут на речку Созь, туда и обратно, чтобы окунуться в его неповторимую атмосферу, которая, кажется, вне времени.

Дебаркадер в Свёрдлово, ~1960-й год

Ещё такой вопрос интересен. Современные речные пригородные теплоходики высаживают пассажиров на берег в любом месте берега, имея на носу поворотно - перекидной трап, поэтому мы не задумываемся, как происходила посадка - высадка пассажиров на старых пароходах. Думаем, что точно так же! Но это - не так. Процитирую, как происходило это, из "Летописи краеведения" за 1924-й год (П-4), когда группа литераторов из Твери приезжала в гости к С.Дрожжину: "Наконец, мы у цели. Ввиду того, что пристань находится в 4-х верстах от Низовки [речь идёт о селе Новое - примечание А.К.], нам предстояло высадиться в лодку, которую должен был выслать по сигналу парохода поджидавший перевозчик. "Радищев" посредине Волги остановился, в подъехавшую лодку был спущен трап и мы, сойдя в неё, благополучно добрались до берега." Точно так же описывает посадку на теплоход в своих воспоминаниях Е.М.Голубева, когда она уезжала из калязинской деревни своей бабушки в Борки в 1914 году. Точно так же происходила посадка-высадка пассажиров и в Борках.

В.М.Сидоров Пристань на Новом, 1952г

Но в Новом была нормальная пристань - дебаркадер. Почему именно в Новом? Потому что здесь сошлись потребность и возможность для этого. Потребность в пересадке между водным путём по Волге (особенно от ближайшего уездного центра - города Корчева) и возникшим железнодорожным - на ближайшей отсюда станции Завидово. А возможность - это глубина реки у Нового, позволявшая судам подходить здесь к берегу, в отличие, например, от соседней деревни Городище, где путь к станции был бы короче. Пока мною не найдено подлинных фотографий дебаркадера в Новом, но зато найдено изображение здешнего дебаркадера на картине конаковского художника В.М. Сидорова, написанной им здесь в 1952г. Валентин Михайлович любезно прислал мне её скан и разрешил использовать на сайте.


Предыдущая глава  |  В начало  |  Следующая глава

меню раздела :
1. география
2. археология
3. древняя история
4. 18-й и 19-й века
5. начало 20-го века
6. Шоша, Низовка, дороги
7. 1918 - 1934
8. затопление
9. новые Борки
10. история изучения
11. источники и авторы
см. в др. дразделах :
Воспоминания Голубевой Е.М.
в начало раздела




Система Orphus
страница создана: 15.06.11, последнее обновление: 02.08.15, (copyright) Алексей Крючков