Путешествие из Валдая на Мшенские родники
Глава 1 - Бантустан Шуя
"Русские крестьяне вымирают,
И все блага стали не для них..."
В.Н. Соловьев
Имеющим быстрый и бесплатный интернет для лучшего восприятия главы автор рекомендует включить проигрывание звукового фона страницы. В Internet Explorer-е для этого достаточно просто включить опцию "Музыка" в левом углу верхней строки меню (кликнуть мышкой по этому слову, чтобы оно стало не зачёркнутым). В других броузерах Вы этого переключателя не увидите, но можно кликнуть по ссылке на звуковой файл, который откроется в новом окне. Детская песня из советского прошлого - "Прекрасное далёко" - 4,6 Мб.)
По некоторым сведениям, деревня Шуя возникла на тракте "Валдай-Боровичи" в связи со строительством Иверского Богородицкого православного мужского монастыря, основанного Патриархом всея Руси Никоном в XVII веке. Однако это трудно сочетается с тем фактом, что до революции в этой деревне (как и в соседнем Зимогорье близ Валдая) жило достаточно много староверов, в основном, ямщиков, которые принадлежали к двум старообрядческим течениям: к беспоповскому федосеевскому (преимущественно), а с середины XIX века и к поповскому, Австрийской (или Белокриницкой) иерархии. Любимая обитель зачинателя церковной реформы Никона не могла заселить свою деревню старообрядцами, так что её история скорее всего древнее истории Иверского монастыря.
Деревня Шуя входила в приход села Зимогорье, здесь была деревянная часовня. В 1891 г в Шуе открылась церковно-приходская школа, где с 1896 г преподавал последний священник Зимогорской Иоанно-Предтеченской церкви Михаил Аполлосович Воскресенский. Он родился в семье священника в 1865 г, закончил Новгородскую духовную семинарию в 1886 г. Работал законоучителем в Боровичском уезде, затем в 1891 г был псаломщиком в Валдайском Троицком соборе, потом священником в Старорусском уезде и, наконец, с 1896 г - священником Зимогорской церкви. Одна из его дочерей - Евгения - работала учительницей в церковно-приходской школе в Валдае. В 1919 г М. А. Воскресенский был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и отправлен в Новгород. Дальнейшая его судьба неизвестна. (По книге Ю. Н. Поведского "Валдайское приселье")
В советские годы около деревни Шуя был организован бобровый заповедник. Позже был основан Валдайский национальный парк.
|
Совхоз разорился |
В годы перестройки существовавший в Шуе совхоз разорился. Сельское хозяйство почти умерло даже в частном секторе. Так, в 2000 году в Шуе держали 42 коровы, а в 2009м - всего 10.
|
Бывшая школа |
В настоящее время большинство трудоспособных жителей Шуи работают или в соседних базах отдыха, или в Валдае. Молодёжь отсюда стремится уехать в города. Поэтому школу здесь недавно закрыли, а немногочисленных детей возят теперь на учёбу в Валдай. Детский сад в Шуе тоже закрыли.
|
Шуйская администрация |
До 2011г Шуя ещё остается центром Шуйского сельского поселения. Но с 2012г оно присоединяется к Рощинскому сельскому поселению в связи со своей малочисленностью (около 400 жителей, средний возраст - 55 лет, детей до 14 лет - 8%, молодежи от 14 до 30 лет - 8%). Правда, летом число жителей резко возрастает за счет дачников, которых приезжает (по данным сельской администрации) до 2000 человек. Но это на решение о присоединении Шуи к Рощину не влияет.
|
В бывшем кабинете физики |
Нынешнее "укрупнение" сельских поселений связано и с их безденежьем и напоминает выселение из "бесперспективных" деревень в советские годы. По закону, собственные доходы сельского поселения должны составлять не менее 15% его бюджета, а затраты на управленческий персонал не могут превышать 40%. Поэтому за время "перестройки" число "сельсоветов" в районе постепенно сокращалось с 14 до 4 (к 2012г). В 2008 году доходы некоторых сельских поселений района составляли чуть более 200 рублей на одного жителя в год (в Шуйском - около 500р, но в основном за счет дотаций из района). На эти деньги местная власть не может сделать практически ничего. И в этом наша беда. И это надо менять.
|
Валдай - рай? |
Вообще, удивительно, как "сельсовет" с весьма дорогой землёй оказался вымирающим "банкротом"... В США, где основой бюджета муниципалитетов является налог на недвижимость, и при этом его ставка не символична, как у нас, территория с дорогой землёй была бы процветающей и 2000 столичных дачников существенно пополняли бы своими налогами местный бюджет, который мог бы ремонтировать дороги, содержать школы... А тут - денег нет ни на что. Молодежь уезжает из-за "отсутствия работы". В то время как некоторые дачники, затрудняясь в поиске непьющих и недорогих трудовых ресурсов, вынуждены в итоге завозить гастарбайтеров издалека для строительства и обслуживания своих дач. При этом и местные, и дачники не без оснований жалуются друг на друга... Вот так и живут в краю, называемом по привычке "раем"...
|
картина разрухи |
Вообще, весь Валдайский район, как и вся Новгородская и Тверская области являются вымирающими территориями. Так, население города Валдай за 2009 год сократилось почти на 2% (- 272 чел.). Такая же картина и по району в целом (-470 чел.). Смертность за год превысила рождаемость в 2,2 раза (272 родившихся при 596 умерших). Кстати, среднемесячная зарплата (официальная) по Валдайскому району за 8 мес. 2009 года составила 12745 рублей. Безработица, правда, всего 2%. Но при этом 73% пахотной земли в районе не используется. (Цитируются данные, публиковавшиеся в районной газете "Валдай".) Точнее, её пытаются перепродать по спекулятивным ценам.
|
Стенд Прошлое нашего края |
Проезжая в сентябре 2010г через Шую, я хотел снять пару фотографий об этом населённом пункте. И увидел распахнутые окна и двери бывшей школы. Зашёл... Впечатление было такое, будто я оказался в 1941-м году, в городе, из которого уже эвакуировались наши, но ещё не вступили фашисты (или наоборот?). Я ходил по разгромленным классам, где валялись собиравшиеся годами учебные пособия, книги, плакаты, и не мог поверить в реальность этой картины.
|
Не нужные книги |
Я много видел умерших домов, но вид погибшей школы оказался тягостнее. Я впервые ходил по книгам, покрывавшим весь пол бывшей библиотеки... Какое варварство! Что ж это, до революции, при царе школа здесь открылась, детей было много, село развивалось, а сейчас, при нашем самом демократичном правительстве и заботливых (если верить телевидению) партии и власти - село вымирает, а школы закрываются? Вот на ежегодные развлекательные тусовки на Селигере тысяч "Наших" (эдаких новых комсомольцев при власти) деньги откуда-то находятся (110 миллионов в 2011 году), на миллионные (в долларах) гонорары футбольному тренеру, выписанному из-за границы, тоже находятся, а на простые сельские школы - нет! Образование для этих детей властям не нужно...
|
Разумное, доброе, вечное... |
Всё это очень похоже на жизнь колоний где-нибудь в Африке или в Америке в далёком прошлом. Когда лучшие земли достаются колонизаторам. Когда завозятся дешёвые "гастарбайтеры" при вымирании местного населения. Когда умирает местная культура, а аборигены спиваются и деградируют... Всё это - сегодняшняя действительность российского Нечерноземья. Но если жизнь Нечерноземья сравнивать с жизнью колоний, то закономерен вопрос: а какая "страна" является нынешним колонизатором Российского Нечерноземья?
|
Рабам география ни к чему |
К сожалению, Москва воспринимается многими провинциалами (особенно в районах "нашествия" дачников) - как Золотая Орда древними русичами. Собирает дань (налоги), уводит местную молодёжь в качестве "живой дани", назначает местных князьков, и "дарит" местным только своих новых "помещиков". И деньги-то у них другие (доллары), и говорят они через слово не по-русски, и живут иными ценностями. Как иностранцы. Поэтому и отношение у многих провинциалов к москвичам (к сожалению, без особого разбора, но только к незнакомым) зачастую - не очень доброжелательное... С москвича нередко стараются за любую услугу или товар "содрать" дороже. (В городе Конаково столкнулся даже с тем, что цена на автостоянку для тверских была ниже, чем для машин с московскими номерами.) Часто это отношение несправедливое, ибо настоящих олигархов или правителей народ видит редко. Но то же самое вы найдете в любой бедной стране. Прилетит простой учитель в Египет, а там местные арабы воспринимают его, как воспринимали в Советском Союзе любого иностранца - "богатей с шальными деньгами"... Таковы уж законы психологии.
|
Катимся вниз? |
Интересно отметить то, что все метрополии, колонизировав бедные страны, потом неизбежно получают в ответ встречную "колонизацию снизу", путём нелегальной миграции бедноты колоний в метрополии... А с ними - и миграцию их порядков и ценностей, и кучу социальных проблем. "Мечеть парижской Богоматери" - уже почти не фантастика. И это же повторяется и с Москвой и Питером, притом, ещё с советских времен. К чему всё это приведёт? Об этом власти метрополий не думают. Живут только сегодняшним днём...
Как написала на эту тему Юлия Латынина в статье "Рой или Антибулочник": "Если основные деньги в стране зарабатываются на рынке, то компании размещают производство там, где по оптимальным ценам можно купить землю и рабочую силу. Это автоматически обеспечивает децентрализацию экономики. Если основные деньги зарабатываются с помощью административных решений, то компании стремятся обосноваться там, где подписанное решение приносит больше всего прибыли. Это автоматически обеспечивает сосредоточение всех, кто хочет заработать деньги, в Москве. В результате с административной точки зрения страна делится на Москву, где никто не принимает решений, потому что у разных кланов слишком разные интересы, и всю остальную территорию, где никто не принимает решений, потому что надо спросить Москву. С точки зрения транспортной Россия делится на Москву, по которой нельзя проехать из-за пробок, и на остальную территорию, из-за которой нельзя проехать из-за отсутствия дорог."
|
Конец Шуи |
Вот и получается, что существует Шуя как какой-нибудь бантустан в ЮАР, или резервация индейцев в США, если не хуже. "Под боком" у одной из многочисленных "(супер)дач" Президента страны, на реконструкцию которой щедрой рекой льются миллиарды бюджетных рублей... А здесь - даже школа не нужна, и никакое развитие - тоже. Удел "аборигенов" - быть рабочей силой на базах отдыха и дачах приезжих.
Когда эта статья была уже написана, обнаружился дополнительный факт. Жители Шуи остались без воды. Артезианская скважина, отработав 32 года, засорилась. Делать новую - денег нет. Вместо водопровода люди вынуждены были вернуться к колодцу, воды которого не хватило на всех. На полтора месяца, пока эта проблема не всплыла в районной газете. "Назад, в будущее?"
Кстати, характерна фраза, которой закончили свою жалобу в газету (не властям!) валдайские пенсионеры на подобную же проблему (засорившийся колодец) на одной из улиц Валдая: "У нас просьба - установите колонку на нашей улице. Как жить, или мы люди не из России?" (выделено мной). Вот так. Люди чувствуют себя изгоями в своей стране. Просят не газ им в дома провести, не водопровод, а всего лишь прочистить общественный колодец, один на всю улицу. Как мало порой для счастья надо! И это - в "раю", под боком у дачи Президента... Вот уж действительно: "кому жемчуг мелкий, а кому - щи жидкие"...
|
И кажется очень уместным здесь стихотворение (ранее не публиковавшееся) ушедшего от нас Вышневолоцкого сельского поэта В.Н. Соловьева
|
Заненастились светлые дали,
Сизый тополь дрожит над рекой.
Мы небесную манну не ждали,
Но разрухи не ждали такой.
Все мы мечемся, как на вокзале,
И не вырваться нам из оков.
Может, всё-таки, правду сказали,
Что Россия - страна дураков?
|
Да, дурнее, конечно, нас нету.
Мы теперь, как ненужный тираж,
Показали себя всему свету -
Нашу тупость, и глупость, и раж.
Что же делать, скажите на милость?
Чем помочь нашей общей беде?
Вон, русалка и та утопилась,
Значит, трудная жизнь и в воде...
|
P.S. Отвлечение от темы - оговорки для правильного понимания.
1) Моя позиция. Некоторые читатели восприняли эту главу, как моё собственное выступление против экспансии москвичей. Нет, я лишь затронул проблему, которую вижу и которая тревожит меня, потому что не замечать и замалчивать её - глупо. Думаю, обществу пора задуматься об уродливой централизации нашей экономики и, как следствие, унизительном расслоении уровня жизни в единой, казалось бы, стране.
2) О дачниках - провинциалам. Провинциалы нередко не хотят видеть, что среди московских дачников есть те, которые заработали свои деньги напряженным трудом и инициативой. Зачастую это "вчерашние" выходцы из той же провинции, которые не стали сидеть и ждать манны небесной в своих "тьмутараканях", а приспособились, сменили место жительства, стали жить по правилам "империи", и чего-то смогли добиться в ней. Добиться своим умом, упорным трудом, ценой своего здоровья, потому что живут в грязной и шумной Москве, забитой пробками. Не стоит никогда "грести всех под одну гребёнку". Зависть - не оправдание собственной лени и безинициативности. Зарабатывать и нормально жить можно везде. Но для этого надо проявлять инициативу и не лениться менять собственную жизнь.
3) О селе - москвичам. Да, местные жители часто - не идеал. И ленивы нередко, и пьют многие, и часто недостаточно инициативны и предприимчивы... Но это не только вина их, но и беда. Советское государство сделало многое для "раскрестьянивания" России. "Раскулачивание" миллионов самых инициативных и трудолюбивых крестьян, голод из-за поборов в виде налогов, которые "с мясом выдирали молоко", "крепостное право" невыдачи паспортов, рабская принудительная работа за "палочки"... В результате люди или бежали сами в города, или способствовали "бегству" своих детей... А природа не терпит пустоты. В опустевших сёлах поселялись не только пенсионеры из мегополисов, но и люди, освободившиеся из мест лишения свободы, и пьяницы, пропившие свои городские квартиры. Сейчас ещё стали всё чаще переезжать из национальных окраин "империи"... Получилась своего рода государственная отрицательная селекция сельских жителей... Вывели Борщевик Сосновского и засеяли им российское Нечерноземье... Российское государство в большом долгу перед селом. И должно помогать ему сегодня всеми силами. А это будет только если в обществе созреет понимание такой необходимости. Ведь власть - производная от общества, как ни крути.
4) Ответственны ли рядовые граждане за политику своих властей? Не рядовые москвичи сделали так, что почти все налоги всех крупнейших госкорпораций России платятся в Москве... Не рядовые дворяне развязали войну с Германией в 1914-м, которая привела к обнищанию масс россиян. Не рядовые немцы напали на Россию в 41-м, но гитлеровская верхушка. Только вот социальный взрыв никогда не разбирает, кто прав, кто виноват... Когда маятник качнётся в обратную сторону - достаётся всем: и виноватым (меньше, т.к. они шустрее и часто успевают сбежать) и невиновным (их больше и они не ожидают удара). Так пострадало российское дворянство и духовенство после революции 17-го года и гражданской войны. Так пострадали все немцы (даже мирные обыватели, старики и дети) в 45-м. Так страдали все граждане метрополий, поселившиеся в колониях, когда те становились независимыми. Страдали "заодно", без персональной вины. Но раз история или Бог всё же наказывает, значит, наверное, есть какая-то хоть косвенная вина? Хотя бы в том, что не замечали безобразий, творящихся вокруг, и не боролись с ними в меру своих сил. Не дай нам Бог вновь докатиться до русского бунта, бессмысленного и беспощадного...
P.S. На эту же тему привожу интересную ссылку на статью "Устный счёт (Ответ оккупанту)", опубликованную в июне 2010г и написанную с участием главы Оленинского района Тверской области Олега Дубова, талантливого журналиста в прошлом. Очень рекомендую прочесть!
|
Автор благодарит рецензентов, которые своими доброжелательными замечаниями и критикой помогли ему точнее и однозначнее сформулировать свою позицию по сложным темам этой главы: профессора Георгия Гаузе (Москва - Удомельский район), Татьяну Потагину (Валдай), Андрея Зайцева (Москва - Окуловский район).
|
|
|