Путешествие по Цнинско - Есеновическому кольцу
Глава 6. Глубинка.
(Имеющим быстрый и бесплатный интернет рекомендуем включить звучковой фон страницы - песню И.Талькова "Россия" 10 Мб)
а) Вновь о земской дороге на Осташков
Фрагмент карты Менде, 1850г |
На этом участке пути старая земская дорога из Вышнего Волочка в Осташков уходила от современной дороги более коротким путём направо (см. карту Менде). Примерно в том месте, где на современную дорогу сейчас выходит дорога от сохранившейся деревни Стан, со стороны реки Цна. Здесь, на развилке (называемом на картах "урочище Берёзка"), стояла в 1850 году придорожная часовня. Отсюда дорога поворачивала к не сохранившейся деревне Васильев двор и между болотами протискивалась к сохранившейся деревне Анушино. Но это так, к сведению. Потому что на обычной машине там сейчас точно не проехать! Поэтому продолжаем свой путь по нормальной дороге прямо.
|
б) Легенда о "потерянной деревне".
Но прежде рассказажу вам один исторический анекдотический случай, о котором поведала областная газета "Тверская жизнь" году эдак в 1990-м. Случилось это в 1861 году, в связи с отменой крепостного права. Была в те времена в болотах между Осташковом, Вышним Волочком и Торжком затеряна одна деревенька, которая так далеко была расположена, что не числилась ни на каких официальных картах. И, соответственно, её жители не платили никаких податей, не несли рекрутской и прочих повинностей, не знали и крепостного права. Однако, слух о царской "воле" рано или поздно дошёл и до них. Забеспокоились мужики: всем чего-то дают, а им - ничего! Снарядили гонцов в уездный центр. Приехали те к местному начальству. Так и так, мол, всем какую-то волю дают, а нам - нет. Почему?
- А вы какого уезда будете? - спросили их чиновники.
- Не знаем, - ответили мужики.
Посмотрели чиновники свои списки - нет у них такой деревни в уезде!
- Вы не наши, езжайте в Осташков или в Торжок, - ответили мужикам.
Засомневались мужики. Знать, не хотят хитрые чиновники давать им волю! Но поехали и в Осташков, а потом и в Торжок, но результат был такой же. "Нет, - говорят им, - в нашем уезде такой деревни! Ничем помочь не можем."
"Мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь - колом её оттудова не выбьешь" - точно заметил Некрасов. И поехали тогда гонцы к губернатору, правду искать. Ни с кем не хотят разговаривать, никому больше не доверяют. Шумят, спорят с секретарём в приёмной, рвутся к "самому"... И посадили бы их благополучно в кутузку, но тут как на грех сам губернатор мимо проходил. "Что за шум, а драки нет?" - спрашивает. Бухнулись мужики ему в ноги, так и так мол, спасай батюшка! Царской милости лишены! Любопытно губернатору стало, расспросил их, что за деревня, большая ли, несут ли они рекрутскую повинность? И очень удивился, что не несут.
Распорядился тогда губернатор послать с мужиками чиновников в ту деревню. Составили чиновники перепись населения там, приписали её к какой-то волости. И стали мужики и налоги платить, и рекрутов посылать... Горько пожалели они потом о своём решении пойти искать "царскую милость", да поздно было!
А в советское время совсем обезлюдила и умерла та деревня. Так заканчивалась та статья.
|
Заброшен храм культуры |
как и старая церковь ранее |
в) Трестино. "Никто не забыт"?
Завидев слева от дороги заброшенный Дворец культуры, мы остановились, чтобы сфотографировать его. А впереди виднелась так же разрушающаяся и заброшенная ранее церковь. И подумалось, что есть в этом некий символизм: разрушив старую культуру, свои исторические корни, люди не смогли создать вместо неё и новую... Вроде и здание ДК было новее, а прожило ещё меньше церкви, как только прекратилось бюджетное финансирование. Так стоило ли государству, властям "разрушать" старый "очаг духовной культуры" в годы безбожной борьбы с религией?
|
Местная собачка подошла к нашей машине и спокойно, но деловито обнюхала её. И вспомнились Соловьёвские строки:
|
Местный интересуется гостем |
|
"Я люблю деревенских собак -
Вислоухую звонкую стаю.
Выбегают они просто так,
Никого укусить не желая.
За весёлый доверчивый нрав
Их любой уважает сельчанин.
Приласкает под вечер, устав,
Долгий день проносив за плечами.
|
Сядет он на ступеньках крыльца -
Рядом радостный пёс суетится,
И усталость уходит с лица,
И крестьянская нежность родится.
Не люблю я собак городских,
На расправу жестокую скорых.
Тех, что прячут от взглядов людских
За высоким и плотным забором..."
|
другим же на нас наплевать |
|
А рядом, не обращая абсолютно никакого внимания на нас, продолжал деловито выпасать своих "кумушек" петух:
"Бубнит петух, копаясь в старой яме:
"Сказали, жемчуг - нету ни хрена!"
|
Разговор у дороги |
в глуши легче знакомиться |
Пока я осматривал развалины Дворца культуры периода развитого социализма, мои родители разговорились с местными жителями, проявившими интерес к заезжим бездельникам, ибо чужие люди здесь появляются очень редко.
|
Никто не забыт? |
|
Они-то и рассказали нам о "старости" села Трестино. Работы нет. Клуб закрыли. Школу закрыли. Медпункт закрыли. Будущего нет, молодёжь и трудоспособные из села уезжают. Вот, автобус ещё ездит и магазины работают. А то бы вообще хоть ложись и помирай! И почему-то очень символичным показалась ложь на памятнике погибшим односельчанам: "Никто не забыт, ничто не забыто!" Ага, на фоне разрушенного Дворца культуры? Поздравленьицами к празднику отделывается власть от своего народа? А вне праздников что им остаётся?? Только Соловьёвские строки:
"Это нам за смиренье и стыд,
За терпимость покорную нашу!
От предчувствия сердце болит -
Чем же русских ещё ошарашат?"
|
всё что осталось от культуры |
|
г) Трестино - Жданово
Дом у дороги (за Трестино) |
От Трестино до Жданово 49 км преодолеваются быстро, поскольку достопримечательностей на пути мы не заметили. Вначале, на границе районов, дорога становится неровной, типа "стиральной доски", а затем, уже в Осташковском районе, она постепенно нормализуется, и хоть остается песчаной, но становится такой ровной, что можно "шпарить" как по асфальту. Мелькнёт у дороги симпатишный деревянный домик слева, затем проскочите окраинную Осташковскую деревеньку Липовец, после которой слева мелькнёт колокольня разрушенной церкви с кладбищем, и вот оно - село имени советского партийного руководителя тов. Жданова, со смерти которого началось знаменитое "дело врачей" - последняя волна репрессий при Сталине, к счастью, кончившаяся с его смертью...
|
|
|
|