Путешествие по Цнинско - Есеновическому кольцу
Глава 11. Селижарово - Оковецкий ключ
а) Селижарово.
Справа Селижаровка впадает в Волгу |
Вид с мыса, Селижаровка слева |
В Селижарово молодая Волга принимает свой первый большой приток - реку Селижаровку, вытекающую из озера Селигер.
|
Последний мост через Селижаровку |
Полощут бельё в реке |
Селижаровка здесь быстрая и бурная, как горная река. Некоторые местные жители по старинке полощут в ней бельё.
|
Церковь |
Фрагмент стены |
Здесь, на стрелке Волги и Селижаровки, издавна был Троицкий монастырь. Сейчас здесь действующая церковь Петра и Павла (1610 год постройки). К ней примыкает фрагмент стены монастыря.
|
б) село Оковцы
От Селижарово до Оковцов - 25 километров, асфальт. Вообще-то, поворот на Оковецкий ключ будет чуть раньше села Оковцы (см. ниже), но есть логика восприятия, по которой самое главное и впечатляющее должно быть в конце, заключительным аккордом. Поэтому есть смысл сначала заехать в Оковцы, а потом вернуться к Оковецкому ключу, чтобы после него уже ехать домой.
|
Обычная российская картина |
Но храм восстанавливается |
В Оковцах - в меру разбитая дорога, избы - развалюшки вдоль главной дороги, обычная российская картина развала. Но церковь всё же восстанавливается! (Наши фотографии на этой страничке сделаны в 2007 году.)
|
Алтарная часть храма |
Вид на мост от храма |
Вот тут, на месте церкви, и началась история. В 1539 году два местных разбойника назначили встречу "коллегам" из соседней деревни. Местом встречи была выбрана эта гора, что возвышается над рекой Пырошня, поскольку она пользовалось дурной славой и сюда никто не ходил (возможно, в древности здесь было языческое капище).
|
Оковецкая икона с крестом |
Придя, разбойники вместо "коллег" нашли на сосне икону с крестом. Сначала подумали, что это клочковские коллеги пошутили так, пошли разбираться. Оказалось: нет, клочковские не приходили на городище. Тогда Иван с Ермолаем пошли в деревню и рассказали землякам о странном явлении. Те вспомнили, что Пыршенское городище весьма необычно – иногда прохожие видели там свет и слышали оттуда колокольный звон. Донесли об иконе церковным властям.
|
Оковецкая Богородица. Слева старинная, справа современная |
В Духов день в деревню явился инок Стефан из Селижарова монастыря. Когда подошли к городищу и увидали икону, вдруг набежали тучи, поднялся ветер, стало темно. А возле сосны с иконой все сияло. Стефан огляделся и увидал на соседнем дереве еще одну икону: древнего письма Богородицу со стоящим слева Николой Угодником. Когда иконы снимали с деревьев, грянула буря. Все попадали на колени. А как стали подниматься, обнаружили, что один мужик, много лет болевший ногами, полностью исцелился. Дальше исцеления пошли по нарастающей: за неделю после Духова дня насчитали 27 случаев.
|
Вид на брод от храма |
Вид на реку в сторону родника |
Слух об этом чуде скоро дошёл и до Москвы, и юный Иван IV, будущий Грозный, потребовал иконы к себе. В начале января 1540 года они были доставлены и торжественно встречены великим князем, митрополитом и толпой. А через полгода вернулись назад. Особенно полюбилась всем Богородица, которую в Москве называли Ржевской (потому что место ее явления тогда относилось к Ржевскому уезду). На месте деревьев, на которых были обнаружены иконы, были построены алтари двух церквей, рядом с которыми выросло село.
|
в) Оковецкий ключ.
Новая дорога |
Указатель на неё |
К роднику ведут две дороги, новая и старая. Новая - ближе к селу, на неё указывает дорожный указатель, она лучше, но ведёт к платной автостоянке с кассой, где почти всегда толпятся машины и экскурсионные автобусы. Оттуда пешеходные мостки ведут прямо к подворью ("филиалу") Нило-Столобенского монастыря, обосновавшемуся на "проходном" месте - у родника и как бы приватизировавшем его. Впечатление несколько неприятное, хотя и понимаешь, что если люди построили дорогу, то должны "отбить бабки", т.е. окупить инвестиции. Законы коммерции, однако!
|
Пешеходные мостки |
Поворот на старую дорогу |
А мы, едучи по карте из Селижарово, свернули случайно раньше, без указателя, на старую и бесплатную дорогу, не зная про новую. Она, конечно, в ямках и корнях, и местами на ней трудно разминуться со встречной машиной, и в конце пути труднее найти место для стоянки... Но чем-то она естественнее и приятнее. Нет, не сэкономленными рублями, а красивыми видами на склон к реке и саму реку, и чем-то первобытным. Чудо должно быть "за семью замками", за трудной дорогой, а не на блюдечке с голубой каёмочкой, поднесённое коммерсантами за энное количество рублей. Но боюсь, что недолго будет существовать альтернативная бесплатная дорога...
|
Подворье монастыря |
Церковь у родника |
Обе дороги сходятся у подворья монастыря, то ли охраняющего, то ли приватизировавшего этот памятник природы и торгующего им на разлив (буквально разливающего "святую воду" по бутылкам и торгующего ею в других городах - а чего добру зря пропадать-то, коли спрос есть?). Рядом с родником выстроена церквушка - новодел и развешено куча запретительных табличек: нельзя ругаться, купаться без трусов, без креста, в критические дни, нельзя бросать деньги и т.д. и т.п. Наверное, наши люди способны нагадить в святом месте, но запретительные таблички таковых дебилов вряд ли остановят, а нормальным людям придет ли такое в голову?
|
Питьевой сток |
Бассейн |
Сам родник заключён в водосборный бассейн, который обсыпан явно насыпной горкой (чтоб стены не упали). Из бассейна сток осуществляется по двум желобам: из деревянного - воду пьют и набирают в многочисленные ёмкости с собой, а второй сток - в проточные корытца (купели), глубиной по пояс, где надо окунаться в ледяную воду. Внутри бассейна - кристально чистая вода, сквозь толщу которой идеально видно дно с обломками кирпича и кучей накиданных туда монет.
|
Купель для купания |
Набережная Пырошни и переодевалки |
Купели сделано три и надо поочерёдно окунуться в каждой из них. А рядом устроены переодевалки и набережная речки Пырошни, в которую впадает ручей, не попавший в бутылки. Да, собственно, и из бассейна он просачивается кое-где низом, потому что природу трудно запереть в рамки, созданные людьми. Пусть даже и монахами.
Я окунулся во все три купели, как положено, хоть и без креста, и с насморком, да в сентябре к тому же. Ничего, выжил! Сунулся было потом в реку - нет, там холодно!
|
Впадение ручья в реку |
Река Пырошня |
А речка тут - быстрая, каменистая, мелкая, прозрачная. Очень симпатичная речушка. Есть в ней что-то первобытно-таинственное и сильное. Что неподвластно людям и не продаётся за деньги. На что можно просто сидеть и любоваться часами. Вот только толпы паломников и экскурсантов тут этому очень мешают!
|
В древности Нестор - летописец записал в "Повести временных лет": "Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское." Мы-то сейчас знаем, что между истоками этих рек - сотни километров и нельзя воспринимать написанное буквально, связывая это с гораздо позже появившемся селом Оковцы. Но то, что леса Валдайской возвышенности дают жизнь множеству больших и малых рек и речушек - это географический факт. И каждый родник - это маленькое чудо природы. Можно приписывать ему мистические свойства, или восхищаться без этого - дело веры каждого человека. Но то, что это - место особенное, согласятся все: и православные, и мумульмане, и атеисты, и язычники.
|
Оковецкая икона с крестом |
Церковь утверждает, будто источник открылся после явления икон, но, конечно, это сказки. Скорее, церковь освоила места поклонения славян - язычников. И даже переняла от них кое-что, как водится. Например, не бывает в православии икон природных объектов (гор, деревьев, родников). Так, чтобы именно пейзаж был главным героем иконы, а не кто-то святой. А тут на иконе прям "Оковецкая Троица" какая-то: в центре Источник, а по бокам на горке, окаймляющей родник, два деревца. С христианскими образами в ветвях. Как будто русское язычество проросло сквозь пришлую с востока религию.
|
Оковецкая Богородица. Слева старинная, справа современная |
Кстати, если сравнить две иконы Ржевской Богородицы – современную и старинную, – то обнаружится интересная деталь: Никола заметно "подрос" и сравнялся с Богородицей. И выглядит это уже не как предстояние святого перед Пречистой, а как своего рода Святое семейство. Николай – любимый русский святой, выполняющий функции "ушедшего в подполье" при христианстве змееподобного бога Волоса (на гербе Москвы именно его побивает Георгий). Иностранцы считали его (Николая) русским богом и зафиксировали бытовавшую у нас интересную богословскую теорию: когда Бог умрет, Богом станет Никола. Эта икона как будто отражает это "будущее".
(При написании данной главы использована информация с сайта peremeny.ru).
|
|
|
|