Путешествие по Цнинско - Есеновическому кольцу
Глава 16. Кузлово. Усадьба художника Явленского.
(Имеющим быстрый и бесплатный интернет рекомендуем далее включить фоном проигрывание аудиофайла озвучки этой страницы, романс "Отцвели уж давно хризантемы в саду" в исполнении Валерии - 6,6 Мб)
Должен признаться, что об этой достопримечательности я узнал уже после многократных проездов мимо неё. Готовя главу по Есеновичам, нашёл сайт местной библиотеки, и узнал об усадьбе. Вот так некоторые и становятся краеведами: хочешь куда-нибудь съездить на выходные, попутешествовать, и ищешь для этого цель: куда съездить, что посмотреть? Но поездка порождает новые вопросы и нередко после неё начинаешь искать дополнительную информацию о посещённом маршруте. Находишь что-то новое, и возникает желание съездить ещё раз, посмотреть и это новое... Развитие знаний теоретических (краеведческих) и практических (знание местности) идёт по спирали, взаимосвязано, как и многое в нашей жизни.
|
В 1820г церковная земля была отмежёвана под усадьбу, которая, очевидно, была тогда же и основана. В 1852г в этом селе было имение статской советницы А.Я.Медведевой (бабушки художника Явленского), за ней числилось 71 душа крепостных крестьян и 29 душ дворовых людей. После реформы 1861 года крестьяне выкупили свои земельные наделы у госпожи Явленской (матери художника). В селе были школа, постоялый двор, кузня и сыроварня. В 1886 году числилось 174 жителя.
|
Автопортрет, 1911г |
Алексей Георгиевич Явленский (1865-1941гг.) - художник-импрессионист, более известный в Европе, чем в России. Отчасти это связано с тем, что родину он покинул ещё в 1896г, отправившись на учёбу в Германию. Последовавшие затем первая мировая война, революция и гражданская война не позволили ему вернуться на родину.
|
Вид на имение с дороги |
Начало формирования комплекса имения может быть отнесено к рубежу XVIII - XIX веков. Владелицей усадьбы была бабушка художника - Евдокия Яковлевна Медведева, урождённая Хвостова.
Комплекс занимает сравнительно небольшую по площади территорию, с севера ограниченную дорогой, с востока - застройкой небольшого села. С юга пейзажный парк усадьбы переходит в густое мелколесье. С запада за границей комплекса начинаются обширные поля и луга.
|
Вид на дом с запада |
В южной части территории усадьбы располагался хозяйственный двор. В настоящее время в состав комплекса усадьбы входят (в руинах): Главный дом, погреб-ледник середины XIX века, молокозавод начала 20 века, пейзажный парк с каскадными прудами конца 18 - начала 20 века, церковно-приходская школа начала 20 века. Полностью утрачен хозяйственный двор усадьбы. Частично вырубленный старый парк сильно зарос молодыми деревьями и кустами. Нижний пруд превратился в болото, верхний - зарастает.
|
Вид на дом с юга |
Организующим центром усадьбы являлся одноэтажный с мезонином кирпичный господский дом, выстроенный в середине 19 века в формах позднего классицизма. Перед его северным фасадом, обращённым к дороге, был устроен парадный двор, обсаженный липами и кустами жёлтой акации. План первого этажа показывает количество комнат - 6. На северном фасаде имелась веранда, заменённая позже деревянным навесом на столбах; балкон мезонина на южном фасаде (с видом на пруд и липовые аллеи) утрачен, балконная дверь превращена в окно. Кровля и перекрытия мезонина обрушились. Элементы оформления интерьера не сохранились.
|
Средний пруд |
От южного фасада дома начинается пологий склон, спускающийся в верхнему каскадному пруду. Естественный рельеф холма незначительно подправлен, образуя перед домом террасу партера, в конце которого, по-видимому, находилась лестница. Почти у самого господского дома с южной стороны в 1920-е годы поставлено низкое кирпичное здание молокозавода, значительно исказившее первоначальный композиционный замысел ансамбля. Каскад трех больших прямоугольных прудов, отделенных друг от друга дамбами, вытянулся с востока на запад перпендикулярно главной композиционной оси усадьбы. В среднем пруду поразительно прозрачная вода, сквозь которую хорошо видно дно. Видимо, это связано с родниковым наполнением пруда и хорошей его проточностью.
|
Средний пруд |
На южном берегу среднего пруда на естественном холме стояла Успенская церковь (1799г, теперь на ее месте громоздится небольшой холмик из поросших дерном кирпичей). По сведениям, сохранившихся в Гос. архиве Тверской области, в метрических церковных книгах, в Кузлово родились и крещены в Успенской церкви: брат художника Дмитрий, 1 апреля 1866 года; сестра Вера, 16 апреля 1867 года; сестра Варвара, 18 ноября 1868 года. Восприемниками при крещении были в разные годы Андрей Петрович Медведев, Варвара Петровна Медведева, по-видимому брат и сестра Александры Петровны в 1868 году - старший брат Сергей 8 лет. Вокруг Успенской церкви было небольшое кладбище. На его участке обнаружено надгробие из розового гранита с могилы Е.Я. Медведевой, бабушки художника по материнской линии.
На кладбище за дорогой по оси с домом располагалась Архангельская церковь (1809, не сохранилась). На этом участке находятся современные захоронения. Сохранились невысокие, круглые в плане надгробия, характерные для конца 18 - начала 19 века.
|
Вид от деревни |
С 1880-х годов имение принадлежало Н.Н. Цвилиневу, позднее, до национализации в 1918 году, его сыну - земскому начальнику Г.Н. Цвилиневу. В 1918 году в имении организовали совхоз. В описи имущества совхоза "Кузлово" на 1 января 1920 года в разделе "Постройки" перечислены дом каменный, флигель каменный, флигель деревянный, конюшня, гумно, скотные дворы, 7 сараев, амбар, погреб, подвал для овощей, баня. Есть также разделы "Машины и орудия", "Приборы и инструменты", "Обоз, выезд и сбруя", "Мебель". В разделе "Разный инвентарь" - иконы Боголюбской Божьей матери, Тихона Задонского, вазы фарфоровые, фигура бронзовая рыцаря, статуи 6 (без названий), бюст Петра I, бюсты на мраморной подставке 2, рамки разного размера - 7 (очевидно, были и картины).
|
Старая дорога на Кожино |
Имение Кузлово постигла та же судьба, что и многие российские "дворянские гнёзда" после октябрьской революции 1917 года. Некогда прекрасное живописностью своего месторасположения, сейчас оно находится в запустении, а бывший господский дом представляет собой руины. Реставрационные работы в бывшем имении Кузлово не проводились. В 2009г в деревне числится всего 15 постоянных жителей.
|
Из воспоминаний художника Алексея Явленского, Висбаден, 1937г
"Мое первое воспоминание о себе следующее. Помню, как я вошел в комнату однажды вечером, это было в нашем имении Кузлово и увидел своих отца и мать, сидящих на диване. На столе перед ними стояла керосиновая лампа. На мне были валенки. Я снял один и запустил им в лампу. Потом я убежал и спрятался в сундуке, где меня долго не могли найти. Через 6 месяцев после этого мы уехали за 35 верст от Кузлова в Вышний Волочек. Там я стоял на платформе, где в первый раз увидел свой первый поезд. В одном из вагонов был золотой столик, который произвел на меня большое впечатление. Когда паровоз засвистел, я чуть не упал в обморок от ужаса.
До того, как я поступил в частную школу, мы с мамой, братьями и сестрами жили некоторое время в Кузлово. Мне тогда было 10 лет. Ехали поездом из Москвы в Вышний Волочек по железной дороге. Из Вышнего Волочка в экипаже (на коляске) до Кузлова было больше 35 километров. Дорога была песчаная, труднопроходимая, но это нам, детям, нравилось. И мы выпрыгивали из коляски и шли рядом с ней.
Кузлово было очень красивым имением в тысячу десятин, половину которого занимал прекрасный дубовый лес. Человек входил через ворота во двор в 100 квадратных метров, в конце двора стоял двухэтажный дом. Справа - одноэтажное крыло, где жила наш бабушка, слева находился сад с аллеями, пруд и грядки с овощами и цветами (видимо, вход во двор был с востока, со стороны деревни). Продолжение сада образовывало рощицу, в которой стояла наша красивая старинная церковь. У нас там была большая ферма с сотней коров и 22 ломовыми лошадями. Недалеко от имения находилась большая деревня Кожино. Мы, дети, были там счастливы, играя в саду, в пруду, и часто гуляя в старом дубовом лесу.
Раз в неделю мы ходили на большой базар в Кожино, где нам всегда давали имбирных пряников. Мы гостили в Кузлово до середины августа, затем возвращались в Москву.
К сожалению, позже все имение было продано, так как мой отец всегда отсутствовал, он служил в кавалерийском полку, и моей матери не нравилось там жить (одной). Также было тяжело управлять без судебного пристава, и имение приносило только убытки".
|
А вот интересно, что так привлекает нас, сегодняшних, в старых дворянских усадьбах? Ведь многие обеспеченные люди сегодня имеют дома, куда больше и куда благоустроеннее, чем большинство "рядовых" помещиков имели тогда в своих усадьбах. Но вот территории, природы и некоей уединённости такой - нет! Некоего благородства, интеллигентности, изящества - тоже.
Литература, театр и кино создали у усадебного быта 19-го (да и 18-го, начиная с Пушкина) века некий возвышенный ореол мечтательной жизни на природе, без тяжёлого каждодневного труда, с приёмом редких гостей и поездками в гости, на балы. С прелестными усадебными барышнями, мечтающими о любви. С романтическими встречами в тенистой аллее парков...
Наверное, этот образ далёк от реальностей тех времён и вообще был невозможен без тяжелого труда крепостных крестьян. Наверное, это всё так. Но этого - не хочется замечать. Хочется видеть идеал жизни: на природе, в тишине, в некоем уединении, с делами только любимыми, без каждодневной вынужденной городской суеты. Наверное, этот идеал недостижим, но всё же думать о нём - чертовски приятно! Потому-то так приятно и посещать эти старинные усадьбы, с их запущенными парками, развалинами домов, с их благородным запустением. Это - богатая почва для фантазий, переносящих нас в то время и в те, вымышленные нами обстоятельства. Это даёт ощущения посильнее, чем кино! Ощущения путешествия сквозь время. В идеальный мир, который недостижим в реальной жизни.
|
Источники:
При написании данной главы использованы сведения из следующих источников:
- Памятные места в окрестностях Есеновичей,
- материалы И.Г. Деветьяровой с сайта вышневолоцкой библиотеки
- Ильина Г.П., Юркова З.С. - "Населённые пункты Вышневолоцкого района", В.Волочек, 2010г
|
|
|
|