Путешествие по Цнинско - Есеновическому кольцу
Глава 12 - Борзыни (отклонение на Горницу).
Дорога от Кувшиново на Есеновичи (34 км) поначалу, в пределах Кувшиновского района, весьма хороша, только относительно извилиста и проходит через несколько деревень, которые ещё достаточно "живые", не как в глубинке Фировского района. Однако, о приближении Вышневолоцкого района Вы сможете догадаться по появлению ям в асфальте, порой довольно опасных. Однажды на границе района мне встретились ГАИшники, так что не обольщайтесь глухоманью. Хотя движение здесь достаточно редкое.
Дорога на Есеновичи проходит не заходя в Борзыни. Поэтому, если торопитесь, то можно и не заезжать вовсе. Ну а если уж заезжать, то заезжать "по полной программе", т.е. вплоть до посещения села Горницы. Об этом ниже.
|
а) Храм. Ушедшая Русь.
(Имеющим быстрый и бесплатный интернет рекомендуем далее включить фоном проигрывание аудиофайла песни Ж.Бичевской на слова иеромонаха Романа, "Радость моя" - 6,3 Мб)
Борзыни, храм с запада |
В Борзынях асфальт заканчивается на большой торговой площади перед церковью, где сиротливо стоит одинокий павильон автобусной остановки, на котором какой-то местный ловелас с досады написал всё, что думает об отвергнувшей его пассии (см. фото), уместив это "всё" в короткое слово из 4-х букв... На большее его фантазии не хватило.
Эта Спасская церковь была построена в 1755 году на месте деревянной, пришедшей в ветхость Пятницкой церкви. Финансировал стройку местный помещик Артемий Шишкин. Церковь эта - уникальна. Другой такой нет вообще нигде. Похожие - есть (в Медном, в Райке, в Климово, построенные в середине 18 века), но борзынская и больше их и оригинальнее.
|
Храм, вид с севера |
В чём же её оригинальность? Во-первых, в том, что основной объем церкви - это восьмерик (октагон), но стоящий не на четверике, как было распространено в то время, а идущий от самой земли. По видимому, мастера опасались поставить такой огромный восьмерик на тромпы четверика и ради прочности вывели восьмерик прямо от земли. Типовых проектов тогда не было, строили, что называется, "на глазомер" и на заказчика. Поэтому храм строился как уникальное сооружение. Хотя внешне он очень похож на собор Николо-Малицкого монастыря под Тверью (фотография которого сохранилась), но проще его. А тот собор строился по питерскому проекту некоего Плюскова в 1740-х гг.
|
Купол храма |
Другая интересная особенность этого храма, это квадратный (в плане) алтарь. Не полукруглый, как обычно. И эта деталь выдает то, что строили церковь мастера из Торжка. В 18-м веке почти нигде в России квадратные алтари не делали, но в Торжке делали и даже наоборот - почти не делали какие-либо другие. Силуэт алтарей идет от формы деревянных церквей Торжка 17-18 века. Сами оригиналы почти не сохранились, даже рисунков нет, но вот каменные церкви такого облика ещё остались пока. Борзыни тогда относились к Новоторжскому уезду, хотя и располагались вбизи границы со Ржевским уездом.
Восьмигранник завершался маленьким, сейчас разрушенным восьмеричком-куполом. С каждой из четырех сторон его сделаны пристройки, завершающиеся простыми коробовыми сводами. Кроме главного престола, посвящённого Спасу Нерукотворного Образа, были ещё двва придельных: Святителя Николая и мученицы Параскевы, и Преподобного Сергия Радонежского.
В 1901 году здесь служили 2 священника, приход составлял 595 дворов (2152 мужчины, 2451 женщина).
|
Внутри церкви |
Интересен и декор фасадов - это, конечно, провинциальный вариант питерского барокко, но тоже очень характерный для торжокских церквей того времени. Фасады явно скопированы из Питера - все-таки Вышневолоцкая водная система недалеко, купечество в столице бывало, виды видело, вот и заказало себе, "как в столице". В результате получился такой русский провинциальный стиль 18-го века. Может нравиться, может нет, но факт, что другой такой церкви в России нет и быть не может. (Данные по церкви предоставлены исследователем тверских церквей П.С.Ивановым со ссылкой на сайты "Православные храмы Тверской земли" и издание И.Добровольского Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901).)
|
б) Подавление. Священномученник Николай.
В Борзынях был арестован один из священномучеников советского времени - Николай Раевский. Родился он в 1885 году во Ржеве, в семье священника. Окончил Ржевское духовное училище. Служил в ряде храмов Тверской губернии. В 30-е годы власть усилила гонение на священнослужителей, проводя компанию по закрытию храмов. Из-за этого он оказался здесь. Вскоре после приезда сюда, в 1937 году, его арестовали по доносу и обвинили в контрреволюционной агитации. Агитация эта заключалась в том, что когда во время религиозных праздников власть пыталась заставить колхозников работать, священник призывал верующих, наоборот, посещать богослужения, потому что "нет никакой пользы в колхозе работать, все равно государство весь хлеб отберет, а колхозники как были без хлеба, так и останутся". Ещё он сказал, что я "обижался на советские органы за то, что меня облагали большими налогами, чего не было раньше, в царское время". За это Тройка НКВД постановила расстрелять о. Николая, что и было исполнено через 2 дня после вынесения приговора. В августе 2000 года священник был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, для общецерковного почитания. (Игумен Дамаскин. "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия".)
|
в) Музей. Последний рубеж.
Музей |
Расположен левее храма |
Севернее церкви, через дорогу от неё, стоит дореволюционный двухэтажный бревенчатый бывший купеческий дом. Во дворе - небольшой памятник односельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, сооруженный недавно "всем миром" (деньги на него собрали сами односельчане и дачники, кто сколько мог, никто не отказал). А у входа в дом висит маленькая, очень скромная табличка, извещающая о том, что здесь находится музей крестьянских родословных. Народный музей, то есть, не получающий на своё существование никаких денег от государства. Существующий только на энтузиазме людей, его создавших.
|
Предметы прошлого быта |
Во многих маленьких краеведческих музеях вы найдете похожие экспонаты: предметы крестьянского быта, церковной утвари, фотографии благообразных земляков - предков... Здесь всё это тоже есть. Но есть и ещё что-то неуловимое, что я не сразу и осознал. Многочисленые папки с документами, воспоминаниями, да такими интересными, что начав случайно их читать, не хотелось останавливаться... Ощущение было, что находишься не в музее, где можно только смотреть, и ничего не трогать руками, а находишься в читальном зале библиотеки, а то и вообще в гостях, где можно взять любую папку, раскрыть её, и погрузиться в захватывающий мир прошлой эпохи, в ушедшее навсегда время, услышать голоса и увидеть жизнь людей, которые населяли когда-то эту землю, когда она не была такой запустевшей...
|
2-й этаж музея |
Генеалогические древа больших крестьянских и купеческих семей показывают их былое благополучие и устойчивость, которым, казалось, не будет конца. Но он наступил, неожиданный и страшный. Материалы о Есеновическом восстании "зелёных", которое в советское время или замалчивалось, или искажалось официальной пропагандой, здесь лежат в простых бумажных папках, доступные любому интересующемуся. Уютные домашние половички, которыми застлан чисто вымытый пол, делают обстановку совсем не музейной, какой-то домашней, уютной. Словно ты пришёл в гости в купеческий дом, хозяин которого куда-то ненадолго вышел, а ты сидишь в просторной горнице, в 19-м веке, среди старинных вещей, в благословенной и степенной России, и страшный 17-й год ещё так далеко, словно его и не будет вовсе...
|
Хранитель музея (справа) |
Между тем, следует сказать, что музей создан и существует уже около 30 лет благодаря безвозмездной работе учителей местной школы. Иных уж нет... А те немногие, что остались, с тревогой ждут закрытия школы: число учеников в ней уменьшилось до числа учителей, нет больше детей на селе, молодежь годами уезжала отсюда в города, вот и запустела местность... На лето оживают деревни, благодаря "перелётным" дачникам, а зимой только серые волки бродят по окрестным заброшенным и зарастающим полям, вокруг обезлюдевших деревень. Закроют школу, и некому станет заботиться о музее. Свезут всё кучей в какой-нибудь государственный чулан, что-то растащут втихаря, что-то выкинут, что-то сломают, что-то потеряют... И останется село Борзыни со окрестностями без истории, без прошлого, словно его и не было.
|
Лекционный зал |
Приедьте сюда, пока музей ещё жив! Посмотрите на былую Россию, которую мы безвозвратно потеряли, а скоро потеряем и последнюю память о ней! Успейте, ибо скоро уже будет поздно!
И пусть последний сельский учитель мало похож на штатных музейных экскурсоводов своим внешним видом и речью, на сложившиеся в нашей голове ожидаемые образы и штампы, но послушайте его, и сделанное им и его коллегами поразит Вас. Кто ещё за символические 600 рублей в месяц будет годами вести такую кропотливую работу, значение которой мало кто понимает из окружающих? Но этой работой они пытаются остановить деградацию и вымирание родной деревни! Как музыканты, до последней возможности игравшие на тонущем "Титанике" марши и мазурки, чтобы люди в суете и панике не забыли, что они - люди! Как простой русский, крестьянский мужик - солдат, до последнего оборонявшийся в Брестской крепости, когда армия была отброшена далеко на восток: он воевал не из-за приказа, он воевал за свою родину. Это была его ЛИЧНАЯ война. И именно благодаря таким незаметным людям мы и победили, и побеждали всегда ранее.
"... И красивые белые рощи
Больно стонут от топора.
И с размаху о землю мордой,
И чернеют, как оспы, пни.
Наш народ деловой и гордый,
Но деревьям подчас сродни."
(В.Н.Соловьев)
|
|
|
|