Путешествие по Цнинско - Есеновическому кольцу
Глава 13. Бор - Горницы.
(Имеющим быстрый и бесплатный интернет рекомендуем далее включить фоном озвучку этой страницы - песню на стихи Рабиндраната Тагора "Ветер ли старое имя развеет" в исполнении Валерии 2,8 Мб)
Плотина |
Дом Калинина |
а) Бор.
Из Борзыней в Горницу надо ехать через Бор. Туда ведёт хорошая песчано-грунтовая дорога (грейдер). Бор сегодня - это преимущественно дачная деревня. После неё дорога пересекает по двум мостам разлившуюся тут на два рукава реку Поведь, и сразу теряет в ширине, заворачивая направо.
|
Анфас дома |
Вид сбоку |
И тут она выходит к чудному деревянному терему на берегу реки, которую здесь перегораживают остатки плотины. Среди резных наличников терема видна надпись: "Постр. 1890г". Это дом лесопромышленника Калинина. Здесь у него раньше была лесопилка. От неё и плотина осталась.
|
Год постройки |
Зал 1-го этажа |
А после революции в этом доме долгое время располагалась начальная школа и жила учительница. Сейчас дом вроде бы продан москвичам под дачу, но ещё не приведён в порядок и выглядит бесхозным, хоть ещё и не растащенным. Чудный терем! И местечко - чудное!
|
б) Горницы.
Просёлок |
глухая дорога |
Не верьте картам, проехать в Горницы на машине сейчас возможно только через Бор. И то не во всяку пору. Потому что до революции река здесь была границей между Новоторжским и Вышневолоцким уездами, вот и не сделало царское правительство для нас дорогу тут. Огромная лужа с жидкой землёй остановила нас сразу после поворота на Горницы, и мы, оставив машины, пошли далее пешком.
|
Калина |
вход в усадьбу |
Хотя далее дорога была достаточно хорошей для машин с высоким дорожным просветом, даже в эту сырую осеннюю пору. Но пешком мы увидели гораздо больше красоты окружающей природы, пышно увядающей в октябре. Услышали шум реки на перекатах и шёпот ветра в кронах деревьев леса.
|
Усадебный дом |
Сводчатый потолок |
В Горнице ранее была усадьба Беклемишевых, близких к царскому двору. Развалины их дома видны при подходе к деревне с юга. Вот и всё, что осталось от былого великолепия их родового гнезда! Старый парк зарос и стал похож на лес, а пруды заболотились. Но ещё сохранилась построенная ими церковь.
|
Вид с юго-востока |
Вид с запада |
Особенностью храма является то, что колокольня у него расположена не с запада, как обычно, а с юга. И имеет верхний этаж из колонн, что скорее напоминает бельведер барской усадьбы. А полукруглые арки окон, с двумя колоннами посредине, выдают работу архитектора Николая Александровича Львова, знаменитого в Торжке, замечательного экспериментатора и новатора в архитектуре, в том числе - храмовой. Третья особенность - та, что западный фасад храма имеет необычный полукруглый выступ, напоминающий алтарь.
|
Северный фасад |
Кладка крыльца |
А главный вход находился явно с севера, судя по парадному порталу. Выглядит эта церковь, как игрушка. Да она, по сути и есть барская игрушка. Беклемишевы могли себе позволить таковую в своём родовом гнезде. Ныне эта дорогая "игрушка" выглядит словно случайно забытая в этом "медвежьем" углу, как нечаянно потерянная корона.
|
Интерьер |
Вид на колокольню из храма |
Крыша храма была, видимо, не в виде каменного свода, а на деревянных балках, которые сгнили и провалились, поэтому оставшийся интерьер освещает солнце и поливают дожди.
|
Вход в подвальный этаж |
Нижний храм |
Ещё одной особенностью этого храма является его подвальный этаж, который каким-то чудом ещё не обрушился, несмотря на давнее отсутствие крыши сверху.
|
Алтарь, вид сбоку |
Вид на алтарь из окна |
В этом нижнем храме необычен каменный алтарь из белого старицкого известняка. Скромный по количеству икон, бывших тут, но роскошный по своему парадному внешнему виду. И такое чудо архитектуры и истории обречено вскоре безвозвратно погибуть в этой глуши!
|
Свод нижнего храма |
Пол выстлан кафелем |
Свод нижнего храма держится непонятно как - нет традиционного купола с замковыми камнями, кирпичи лежат практически горизонтально. А пол устлан дореволюционным кафелем. Это сегодня кафелем никого не удивишь, а до революции он стоил огромных денег!
Да, ради такого храма стоит топать сюда несколько километров пешком! И восхищение рождает он, чудными творениями рук русского человека, и горечь, оттого что всё это сегодня так заброшено и обречено на погибель...
|
И завершить эту главу хочется возвышенно, стихами. И на память вновь приходит Владимир Соловьев, ушедший неведомым для большинства людей в России...
Церквей этих много в России -
Плывут к нам из давних веков.
В озёрной оправлены сини
Грядой кучевых облаков.
Построены церкви умело,
Одеты в невестин наряд,
И в небо нацелены смело,
И держат прохожего взгляд.
|
Умельцы старались на славу,
Корпели и ночи и дни.
И были они златоглавы,
И стали безглавы они.
Иконы разграблены модой -
На Бога безбожная страсть,
Но кто-то той моде в угоду
Всё ищет, чего бы украсть.
|
Под галочьим гомоном резким
Всё длится за истину спор.
Побитые скорбные фрески
Таят многолетний укор.
И вьются шмели и стрекозы,
И в зарослях бьёт соловей.
Берёзки, как белые козы,
Забрались на крыши церквей.
|
|
|
|