|
|
Возможности рационализации плана счетов при компьютерной бухгалтерииЗачетная работа по бухгалтерии участника обучения по Бухгалтерские правила достаточно консервативны, а план счетов вообще жестко диктуется у нас государством. Казалось бы, о какой «рационализации» можно тут говорить? И, тем не менее, с точки зрения потребностей руководителя предприятия в получении оперативной экономической информации (притом, наиболее простым и дешевым путем), такая рационализация и возможна, и желательна. Хотелось бы изложить свои творческие поиски в данной сфере. Когда наше малое предприятие Турагентство "Одиссей" было юридическим лицом, я, будучи директором, сам освоил бухгалтерию, потом компьютерную бухгалтерию (в программе «Инфобухгалтер»), потому что постоянно нуждался в оперативной (а не ретроспективной) информации о состоянии нашего баланса и текущем финансовом результате. Главбух давала мне эту информацию, как правило, только раз в месяц с опозданием недели на 3, что имело весьма малую практическую пользу. Приходилось частично дублировать учет «для себя», что, как я знаю, нередко вручную делают и другие руководители некрупных предприятий, держа бухгалтера в основном для отчетов в налоговую. Потом в 95г мы закрыли предприятие и стали группой предпринимателей («простым товариществом»). И, поскольку отчетность перед гос. органами у предпринимателей была сильно упрощена (никаких многочисленных отчетов, только декларация о доходах была поначалу), то бухгалтерия наша осталась у нас только для наших собственных целей учета и экономического анализа. А попутные (но зачастую главные в практике многих) цели налоговых и прочих отчетов, формируемых из бухгалтерской программы - отпали. Мы получили возможность немного перестроить бухгалтерию для более удобного учета и анализа. И в самом деле, тот же план счетов является, по сути, отражением докомпьютерной системы учета. Почему? В нем существует большое число счетов первого порядка, в результате чего для того, чтобы посмотреть баланс или общий финансовый результат, приходится заводить специальные формы отчетов, где нужно складывать остатки по счетам! Даже если это делается автоматизированно в бухгалтерской программе, это – лишние действия, лишние затраты! Ибо если я программист, то я пишу специальные мини-программки для автоматического составления этих отчетов. Это нерационально. Ибо сам план счетов может давать моментальную информацию и о балансе (по остаткам на счетах), и о финансовых результатах! Особенностью компьютерной бухгалтерии, которую можно использовать для этого, является то, что:
В первый счет («быстроликвидные, или денежные активы») вошли в качестве субсчетов те счета, средства с которых всегда или быстро (за 1 день) доступны. Это прежде всего счета 50 (касса) и 51 (расчетный счет). Хотя и касс, и счетов, может быть у фирмы и несколько... (Например, депозиты целесообразно учитывать в этой группе, если они могут быть возвращены за 1 день, пусть и с потерей процентов). Если есть рублевые эквиваленты валютных счетов, то они могут войти сюда же, хотя возможен и иной вариант из других соображений (см. ниже). Первый счет, естественно, только активный. Чем больше сумма быстроликвидных активов фирмы, тем устойчивее её положение и тем менее эффективно использование капитала фирмы... Второй счет (расчеты) – это все виды расчетов: с поставщиками (60), заказчиками (62), по зарплате (70), подотчетным деньгам (71), по расчетам с бюджетом (68) и т.п. То есть, это те активы или пассивы, расчеты по которым не могут быть завершены за 1 день. Состояние расчетов (сальдо), как известно, может быть как активным, так и пассивным. Но для удобного вида баланса (чтобы ничего не высчитывать вручную) удобнее сделать этот счет все-таки активным. При этом долги по расчетам будут в активе баланса со знаком минус. И отрицательное сальдо этого счета (в целом) будет просто важным показателям: мы должны или нам должны? В первом случае мы работаем за счет заемных средств, во втором – хватает и собственных. Третий счет (внеоборотное имущество) – это еще менее ликвидные активы фирмы: основные средства (01), отражаемые по остаточной стоимости, малоценное имущество (бывший счет 12), которые можно из практических целей подразделить на несколько групп (мы, например, разбили на счета: мебель, оборудование, библиотека – все в качестве субсчетов 2-го порядка). И, наконец, последний счет – финансовые результаты. Здесь мои предложения наиболее революционны. Чтобы видеть их сразу, в момент открытия остатков, а не вычитать из кредита дебет, я сделал весь этот (и субсчета к нему) только пассивным. А субсчетами в нем – реализацию (счет 46), прямые затраты (20), общехозяйственные затраты (26)... При этом еще раз подчеркну, что счета затрат я сделал также пассивными, но со знаком минус – при этом общее сальдо по счету «финансовые результаты» состоит только из кредита, а не из кредита и дебета, что удобнее для моментального видения общего финансового результата. Кстати, с точки зрения экономического анализа руководителя фирмы, все общехозяйственные затраты я бы разделил (а у себя я так и сделал) на 3 группы (3 субсчета 3-го порядка):
Что же касается реализации (46) и прямых затрат (20), то, работая в турфирме, где около 90% обычно – стоимость чужих услуг, я вскоре вообще объединил счета 20, 46 и 80 в единый счет, на котором сразу подсчитывается финансовый результат от реализации услуг (и разных их видов – по субсчетам). Разумеется, при этом на остатке счета я не увижу финансовых оборотов фирмы. Но, во-первых, мне важнее не обороты, а именно финансовый результат, а во-вторых, обороты легко посмотреть через оборотную ведомость за нужный период. Таким образом, смотря в любой момент остатки по счетам 1-го порядка, я вижу сразу (без построения дополнительных отчетов) как свой баланс (хоть по укрупненным статьям, хоть – раскрыв любой счет на субсчета – по её составным частям, до 5-го порядка в глубину!), так и финансовый результат работы с начала года (по сальдо последнего счета)! Кстати, при таком построении плана счетов строка «Итого» («баланс») очень просто и наглядно отражает чистые пассивы (капитал и финансовые результаты) и активы (денежные средства, расчеты и имущество по остаточной стоимости [которая обычно ниже возможной выручки в случае его реализации]) предприятия и их структуру. А, оценивая изменения укрупненных статей баланса за какой-то промежуток времени (через построение оборотной ведомости по счетам 1-го порядка), легко оценить и динамику структуры активов и пассивов фирмы. Но это еще не вся возможная рационализация. В условиях инфляции увеличение рублевой валюты баланса (строки «итого») еще не означает истинного увеличения активов фирмы и потому актуальна оценка баланса, его структуры и динамики в более устойчивой валюте, каковой в России традиционно является доллар США. Возникают соответствующие забалансовые счета в валюте. А коль так, то возникает и проблема быстрого и простого пересчета рублевых активов в валютные, периодически, для анализа динамики баланса. Мы для решения этой проблемы сделали следующую рационализацию: разделили денежные активы и расчеты на рублевые и валютные. То есть, сделали два счета денежных активов первого порядка и два счета «Расчеты» первого порядка (рублевые и валютные соответственно). Каждому валютному счету второго порядка соответствует определенный рублевый субсчет. А для чисто рублевых счетов и расчетов мы завели в валютном забалансовом учете соответствующие счета: «Сальдо рублевых активов» и «Сальдо рублевых расчетов» (без субсчетов). Курсовая индексация валютных счетов идет в рабочем порядке. А эпизодический пересчет в валютный эквивалент сальдо рублевых активов и рублевых расчетов можно делать по мере надобности через типовую операцию, вводя нужный курс валюты, при этом может автоматически делаться проводка, корректирующая изменения сальдо валютных эквивалентов за прошедший период. Получается такая, например, оборотная ведомость (для наглядности цифры взяты маленькие):
При взгляде на эту оборотку сразу видно, что на начало года баланс – не слишком ликвидный: 2/3 капитала вложено в имущество фирмы, имеется задолженность по валютным расчетам (в размере 1/3 от собственного капитала), а быстро ликвидные активы составляют малую долю баланса (около 15%). В заключение хочу еще изложить свое «наболевшее» предложение о необходимости рационализации бухгалтерской терминологии. Двоякое название одного и того же понятия – крайне неудобно, как и отсутствие собственного уникального названия у одного предмета (показателя, явления). (Насколько я знаю, именно по этой причине языком науки, где важны точные определения, и стала «мертвая» латынь в средневековье.)
|