Путешествие по Цнинско - Есеновическому кольцу
Глава 14. Есеновичи.
(Имеющим быстрый и бесплатный интернет рекомендуем включить озвучивание страницы - песню "Закатилася зорька за лес" в исполнении Ж.Бичевской - 3,8 Мб)
а) Развалины Есеновической больницы.
Первое, что встречает путник, въезжающий в Вышневолоцкий район из Кувшиновского, это развалины комплекса зданий бывшей Есеновической больницы. Такая вот "визитная карточка" Вышневолоцкого района.
|
Земская больница здесь была открыта в 1895 году. Здесь же, при больнице, жили врачи и обслуживающий персонал. В период существования Есеновического района (1929 - 1958) больница была районной, затем преобразована в участковую. При больнице была медицинская лаборатория и своё рентгенологическое отделение, амбулатория и женская консультация.
В 2005 году больница была переведена отсюда в Есеновичи. Вслед за ней уехал и весь персонал. Наверное, эти крепкие здания, построенные из отборного леса ещё до революции, можно было бы ещё использовать как-то иначе, чем на сгнивание и на дрова... Но кому использовать, если весь район является вымирающим?
|
Граффити 30-х годов |
Заброшенные архивы |
В одном из закутков 2-этажного здания мы обнаружили автографы больных, лечившихся в больнице в 1931 - 1935 годах. Фамилии, номера (видимо, историй болезни), даты, иногда - деревни. Это с тех лет эта дверь ни разу не была перекрашена!
В другом здании мы обнаружили на полу целые россыпи архивов документов: историй болезни, журналов, переписки, даже планов больницы (последние взяли для музея). И подумалось: государство, в отличие от самих людей, безразлично к их истории... Люди стремятся сохранить память о себе хоть как-то, а государству все они - безразличны, как эти заброшенные архивы...
|
б) Дореволюционная история села Спас - Ясеновичи.
Село Есеновичи ранее называлось Спас-Ясеновичи и было центром волости. Первое письменное упоминание о селе встречается в 1495 году, где сказано, что здешний погост был центром церковных земель Хутынского (в Новгороде) монастыря. Погост располагался на одной из сухопутных дорог, связывавших Новгород с его удельным центром - Торжком. Хутынский монастырь распоряжался землей и торговлей здесь до реформы 1764 года, когда эти земли стали государственными.
Начало 20-го века |
1970-е годы |
Каменная Преображенская церковь в Есеновичах была возведена в 1785 году и стала центром композиции села. Рядом с церковью на площади сохранились в состоянии руин каменные постройки церковного причта второй половины XIX века: жилой двухэтажный дом, амбары и хозяйственные постройки.
В селе ещё сохранилось много деревянных домов, двух и одноэтажных, образующих вокруг церкви овальную площадь, что почти нигде не встречаются в области. От этой площади радиально расходятся сельские улицы. Подобного решения планировки села в Тверской области также нигде не встречается. Улица, идущая к Вышнему Волочку, называлась Красной слободой. Многие дома на ней принадлежали ямщикам или купцам, на первых этажах этих домов были торговые лавки или мастерские.
В 19-м веке казённое село Спас-Ясеновичи превратилось в крупный торговый и культурный центр окрестности. В 1839г здесь было открыто начальное училище, в 1860г - земское. Почтовая контора доставляла почту дважды в неделю. В селе в 1860г был постоялый двор, трактир, 4 торговые лавки, 5 сапожных мастерских, 2 кузницы, красильня, пекарня. Главным промыслом села был бондарный. Местная деревянная посуда продавалась по всей Тверской губернии и в столице (С.Петербурге). В 1898г здесь была открыта народная библиотека.
|
в) Есеновическое восстание "зелёных" в июле 1919 года.
Мало кто сегодня знает о том, что в июле 1919 года Есеновичи были центром относительно крупного (затронувшего 3 волости) организованного восстания крестьян против советской власти. Подробно эту тему исследовал вышневолоцкий краевед Е.И.Ступкин, опубликовав работу в 2002 году в 6-м номере вышневолоцкого краеведческого альманаха "ВИКА". Я же перескажу эту тему для туристов кратко, не вдаваясь с подробности и фамилии. С добавлением услышанного и прочитанного в народном музее села Борзыни.
Это был год, когда 4 года длившаяся мировая война, а затем два года - война гражданская - до предела надоела своей бессмысленностью множеству крестьян, составлявших большинство и населения, и армии в России. И многие из них поэтому решались на неповиновение властям и дезертировали из армии. Возвращались домой, к своим семьям, сеять хлеб на земле, обещанной им большевистским Декретом о земле.
Но у большевистского правительства - критические дни, белые армии наступают с востока и юга, а ресурсы для снабжения армий и городов истощены, в том числе - продовольственные. И 11.01.19 издаётся Декрет СНК о продразвёрстке - узаконенном грабеже крестьянства. В феврале ВЧК создает секретный отдел по борьбе с контрреволюцией среди интеллигенции и священнослужителей и сразу резко усиливается борьба с религией. Не хватает и "пушечного мяса", и большевики объявляют всеобщую мобилизацию. Но воевать за власть, которая стала грабить свой народ и глумиться над верой большинства населения хотел мало кто. Весной 1919г дезертировало до 85% мобилизованных. И тогда для принуждения большевики начинают применять тактику красного террора для запугивавния и принуждения крестьян.
Крестьянские волнения в Тверской губернии, как и во всей России, начались почти сразу же после начала продразверстки и гонения на церковь. В том же селе Борзыни, что мы проезжали, 13.02.1919 состоялся стихийный бунт крестьян в защиту верующих, за что власть наложила на волость контрибуцию в размере 100 тысяч рублей. В июне волнения стали вспыхивать уже еженедельно, даже в одном только Вышневолоцком уезде. Восставшие разгоняли продотряды, изредка доходило до убийств продотрядовцев. В ответ - расстрелы "зачинщиков" на месте, массовые порки крестьян, аресты. Для подавления восстаний снимались боевые части с фронта, и это - в самый угрожающий для большевиков момент борьбы с Колчаком и Деникиным!
дом участника восстания Василия Щукина |
Восстание в Есеновичах вспыхнуло 4 июля, когда случилась перестрелка между отрядом красноармейцев, проводивших продразверстку, и местными крестьянами у деревни Прямик Холохолёнской волости. В ту же ночь восставшими был без боя разоружен отряд красноармейцев, проводивших грабежи в деревне Иваньково (она будет на вашем пути чуть позже по дороге на Волочек). Продотрядовцы там напились и стали хулиганить, приставать к женщинам, в результате чего местные мужики их повязали, свели в сарай, а наутро накормили и отпустили восвояси (но отобрав оружие), действуя по христиански.
Утром 5-го июля восставшие арестовывают членов Ясеновского волостного комитета и проводят сходы жителей в крупных деревнях Ясеновской, Заборовской и частично Борзынской волостей. Надо сказать, что некоторая предварительная подготовка к восстанию была обсуждена накануне (1/7) на тайном сходе ряда недовольных продразверсткой крестьян. Восставшие избирают штаб и распределяют работу в нем. Пытаются проводить мобилизацию крестьян в свою "армию", но "настоящих буйных - мало", и большинство предпочитает "отсидется" дома, тем более, что идет разгар сенокоса, надо заготавливать корм для скота. Восставшие пытаются мобилизовывать насильно, чем вызывают недовольство пассивных крестьян, часть из которых бежит в леса.
5-го же июля большевики из Волочка посылают отряд на усмирение бунта, и 6-го происходит его перестрелка с восставшими у д.Иваньково, в результате которой отряд красноармейцев разбежался, бросив много оружия. Восставшими была организована система охраны своей территории, были установлены дозоры, пропуска. Но оружия и боеприпасов не хватало, поскольку восстание все же было практически стихийным. Тем не менее, было организовано продовольственное и транспортное снабжение отрядов восставших и штаба, проводился сбор денег на нужды восстания (правда, без большого успеха), был организован госпиталь для раненых при Есеновической больнице.
8-го июля происходит перестрелка у д.Печниково, что между Есеновичами и Борзынями. Опять красноармейцы отступили. В ночь с 9-го на 10-е - бой у д. Загорье тоже между Есеновичами и Борзынями (отчего Красные даже называли это восстание Кувшиновским фронтом), и опят красноармейцы бежали, хотя убитых не было. После этого для подавления восстания срочно направляются отряды из Твери, Москвы и Фирова, в количестве около 1200 человек, с 3-мя орудиями и 6-ю пулеметами. А отряды восставших, по материалам судов, насчитывали всего не более 120 человек с 3-я пулеметами!
12-го июля начинается наступление чекистов по Вышневолоцкому тракту. Ночью "зачищаются" деревни, арестовываются все подряд мужчины призывного возраста. У деревни Плотично (тоже на Вышневолоцком тракте) происходит решающий бой. Силы слишком неравны, восставшие отступают, руководители скрываются в бега. "Зачистка" продвигается к Есеновичам, расстреливая без суда и следствия подозрительных (расстреляно 16 человек, ни один из которых не был руководителем восстания).
Дом репрессированного Петра Щукина |
14-го восстание подавлено окончательно. Сразу вслед за этим каратели издают указ о добровольной явке всех мужчин призывного возраста в течение 48 часов, после чего не явившиеся будут подлежать расстрелу, а их семьи - репрессированы. Через комиссию Ревтребунало прошло около 2000 человек, из них было осуждено около 100 человек активных участников восстания, отправлено на фронт около 1160 человек дезертиров, не принимавших участия в восстании, освобождено по инвалидности или болезни около 680 человек, не подлежавших мобилизации, и освобождено около 60 человек, арестованных случайно. Таким образом, большевики провели мобилизацию в свою армию и надолго запугали местных крестьян.
В последующем Советская власть пыталась оболгать это восстание, представив его восстанием офицеров (которых среди восставших было всего 3 человека, и то - нижних чинов), кулаков, попов (не был осужден ни один) и интеллигенции (не осужден ни один), преувеличивая в разы численность восставших.
|
г) Современность: репортаж из оккупированной территории.
Въезжая в Есеновичи - бывший районный центр (с 1929 по 1958г) - можно (если не торопиться, не глядя по сторонам) словить себя на крамольном ощущении того, что едешь по территории, которую только вчера освободили от вражеской оккупации... (Освободили ли?) Множество деревянных домов в центре посёлка стоят с выбитыми окнами, прямо подряд, целой улицей, рядом и напротив друг друга. Не удалось снять кадр про сгоревший дом прямо напротив пожарного депо...
|
Развалины храма |
в центре поселка |
Словно какой-то разрушительный ураган пронёсся по этой земле, уничтожив на ней всё живое... Словно весь посёлок - один большой Летучий Голландец, покинутый людьми. Притом, покинутый совсем недавно. Комментировать это зрелище - тяжело. Ничего хорошего не приходит на ум о наших властях, отдавших природные богатства страны кучке олигархов, бесящихся с жиру, когда народ в центре России просто вымирает. Целина "осваивает" наши земли, аки в тяжкую годину Смутного времени, когда полчища ляхов опустошали русские земли. Но какой враг опустошил их сейчас??
|
вот новый поворот... страны |
|
Поэтому дадим слово сельскому человеку - ушедшему от нас в 1999г Вышневолоцкому поэту В.Н. Соловьёву:
Мы стали прощать
Воровство и разбои,
От честности начали нас отучать.
На родине стали, как будто изгои,
И стыдно, и страшно за всё отвечать...
|
опустел магазин |
|
Чёрный ворон, что ты въёшься? |
|
Досыта глотаем одни обещанья,
От них, как от редьки, сползают штаны.
Дошли до такого уже обнищанья
Какого не видели после войны!
|
|
Ой, как выкосило деревню! |
|
А грезилось нам коммунизма сиянье,
Но ложь небывалая застила свет.
Так что ж вы, родные мои, россияне,
Неужто управы на варваров нет?
|
кадры военной разрухи |
|
|
Неужто мы стали, как волки, понуры?
И нам же прикажут по-волчьему жить!
И кроме своей опозоренной шкуры
Нам нечем в отчизне теперь дорожить?
|
|
здесь жили люди |
|
Как всё перевёрнуто нынче на свете,
Что стали друзей даже не узнавать!
И стыдно, и страшно за всё быть в ответе,
И горько
Бессилье своё сознавать...
|
конец Есеновичам |
|
д) другие достопримечательности в окрестностях
Кстати, здесь, в 19 км западнее Есеновичей, находится "макушка Валдая" - наивысшая точка Валдайской возвышенности, высота 346,5 м над уровнем моря. Но на машине туда не пробраться.
Зато, кажется, можно добраться до Святого источника, находящегося в 2-х км от дер. Яковлево, что также западнее Есеновичей. Родник этот известен в округе, как «Святой источник», вода в котором считается целебной. По местной легенде, когда-то жителям окрестных селений явилась у родника икона Богоматери Троеручицы. В 1993 г. источник был освящён архиепископом Тверским и Кашинским Виктором в честь иконы Божьей Матери «Троеручицы». Посетим в этом году, тогда добавим его фоток.
|
Источники:
При написании данной главы использованы сведения из следующих источников:
- Хроника села Есеновичи (ссылается на материалы народного краеведческого музея при Есеновической школе, который сильно пострадал при пожаре школы).
- Памятные места в окрестностях Есеновичей,
- Е.И.Ступкин - "Июль 1919-го" в Вышневолоцком краеведческом альманахе "ВИКА", №6 - 2001г.
- Ильина Г.П., Юркова З.С. - "Населённые пункты Вышневолоцкого района", В.Волочек, 2010г
После написания этой главы, в апреле 2011г, дополнительные интересные сведения о Есеновичах опубликовал Денис Ивлев на своём сайте.
|
|
|
|