Сказка - здесь!

Путешествие по Цнинско - Есеновическому кольцу

Глава 14. Есеновичи.

(Имеющим быстрый и бесплатный интернет рекомендуем включить озвучивание страницы - песню "Закатилася зорька за лес" в исполнении Ж.Бичевской - 3,8 Мб)


а) Развалины Есеновической больницы.

Первое, что встречает путник, въезжающий в Вышневолоцкий район из Кувшиновского, это развалины комплекса зданий бывшей Есеновической больницы. Такая вот "визитная карточка" Вышневолоцкого района.

Земская больница здесь была открыта в 1895 году. Здесь же, при больнице, жили врачи и обслуживающий персонал. В период существования Есеновического района (1929 - 1958) больница была районной, затем преобразована в участковую. При больнице была медицинская лаборатория и своё рентгенологическое отделение, амбулатория и женская консультация.

В 2005 году больница была переведена отсюда в Есеновичи. Вслед за ней уехал и весь персонал. Наверное, эти крепкие здания, построенные из отборного леса ещё до революции, можно было бы ещё использовать как-то иначе, чем на сгнивание и на дрова... Но кому использовать, если весь район является вымирающим?

Граффити 30-х годов
Заброшенные архивы

В одном из закутков 2-этажного здания мы обнаружили автографы больных, лечившихся в больнице в 1931 - 1935 годах. Фамилии, номера (видимо, историй болезни), даты, иногда - деревни. Это с тех лет эта дверь ни разу не была перекрашена!

В другом здании мы обнаружили на полу целые россыпи архивов документов: историй болезни, журналов, переписки, даже планов больницы (последние взяли для музея). И подумалось: государство, в отличие от самих людей, безразлично к их истории... Люди стремятся сохранить память о себе хоть как-то, а государству все они - безразличны, как эти заброшенные архивы...


б) Дореволюционная история села Спас - Ясеновичи.

Село Есеновичи ранее называлось Спас-Ясеновичи и было центром волости. Первое письменное упоминание о селе встречается в 1495 году, где сказано, что здешний погост был центром церковных земель Хутынского (в Новгороде) монастыря. Погост располагался на одной из сухопутных дорог, связывавших Новгород с его удельным центром - Торжком. Хутынский монастырь распоряжался землей и торговлей здесь до реформы 1764 года, когда эти земли стали государственными.
Начало 20-го века
1970-е годы

Каменная Преображенская церковь в Есеновичах была возведена в 1785 году и стала центром композиции села. Рядом с церковью на площади сохранились в состоянии руин каменные постройки церковного причта второй половины XIX века: жилой двухэтажный дом, амбары и хозяйственные постройки.

В селе ещё сохранилось много деревянных домов, двух и одноэтажных, образующих вокруг церкви овальную площадь, что почти нигде не встречаются в области. От этой площади радиально расходятся сельские улицы. Подобного решения планировки села в Тверской области также нигде не встречается. Улица, идущая к Вышнему Волочку, называлась Красной слободой. Многие дома на ней принадлежали ямщикам или купцам, на первых этажах этих домов были торговые лавки или мастерские.

В 19-м веке казённое село Спас-Ясеновичи превратилось в крупный торговый и культурный центр окрестности. В 1839г здесь было открыто начальное училище, в 1860г - земское. Почтовая контора доставляла почту дважды в неделю. В селе в 1860г был постоялый двор, трактир, 4 торговые лавки, 5 сапожных мастерских, 2 кузницы, красильня, пекарня. Главным промыслом села был бондарный. Местная деревянная посуда продавалась по всей Тверской губернии и в столице (С.Петербурге). В 1898г здесь была открыта народная библиотека.


в) Есеновическое восстание "зелёных" в июле 1919 года.

Мало кто сегодня знает о том, что в июле 1919 года Есеновичи были центром относительно крупного (затронувшего 3 волости) организованного восстания крестьян против советской власти. Подробно эту тему исследовал вышневолоцкий краевед Е.И.Ступкин, опубликовав работу в 2002 году в 6-м номере вышневолоцкого краеведческого альманаха "ВИКА". Я же перескажу эту тему для туристов кратко, не вдаваясь с подробности и фамилии. С добавлением услышанного и прочитанного в народном музее села Борзыни.

Это был год, когда 4 года длившаяся мировая война, а затем два года - война гражданская - до предела надоела своей бессмысленностью множеству крестьян, составлявших большинство и населения, и армии в России. И многие из них поэтому решались на неповиновение властям и дезертировали из армии. Возвращались домой, к своим семьям, сеять хлеб на земле, обещанной им большевистским Декретом о земле.

Но у большевистского правительства - критические дни, белые армии наступают с востока и юга, а ресурсы для снабжения армий и городов истощены, в том числе - продовольственные. И 11.01.19 издаётся Декрет СНК о продразвёрстке - узаконенном грабеже крестьянства. В феврале ВЧК создает секретный отдел по борьбе с контрреволюцией среди интеллигенции и священнослужителей и сразу резко усиливается борьба с религией. Не хватает и "пушечного мяса", и большевики объявляют всеобщую мобилизацию. Но воевать за власть, которая стала грабить свой народ и глумиться над верой большинства населения хотел мало кто. Весной 1919г дезертировало до 85% мобилизованных. И тогда для принуждения большевики начинают применять тактику красного террора для запугивавния и принуждения крестьян.

Крестьянские волнения в Тверской губернии, как и во всей России, начались почти сразу же после начала продразверстки и гонения на церковь. В том же селе Борзыни, что мы проезжали, 13.02.1919 состоялся стихийный бунт крестьян в защиту верующих, за что власть наложила на волость контрибуцию в размере 100 тысяч рублей. В июне волнения стали вспыхивать уже еженедельно, даже в одном только Вышневолоцком уезде. Восставшие разгоняли продотряды, изредка доходило до убийств продотрядовцев. В ответ - расстрелы "зачинщиков" на месте, массовые порки крестьян, аресты. Для подавления восстаний снимались боевые части с фронта, и это - в самый угрожающий для большевиков момент борьбы с Колчаком и Деникиным!
дом участника восстания Василия Щукина

Восстание в Есеновичах вспыхнуло 4 июля, когда случилась перестрелка между отрядом красноармейцев, проводивших продразверстку, и местными крестьянами у деревни Прямик Холохолёнской волости. В ту же ночь восставшими был без боя разоружен отряд красноармейцев, проводивших грабежи в деревне Иваньково (она будет на вашем пути чуть позже по дороге на Волочек). Продотрядовцы там напились и стали хулиганить, приставать к женщинам, в результате чего местные мужики их повязали, свели в сарай, а наутро накормили и отпустили восвояси (но отобрав оружие), действуя по христиански.

Утром 5-го июля восставшие арестовывают членов Ясеновского волостного комитета и проводят сходы жителей в крупных деревнях Ясеновской, Заборовской и частично Борзынской волостей. Надо сказать, что некоторая предварительная подготовка к восстанию была обсуждена накануне (1/7) на тайном сходе ряда недовольных продразверсткой крестьян. Восставшие избирают штаб и распределяют работу в нем. Пытаются проводить мобилизацию крестьян в свою "армию", но "настоящих буйных - мало", и большинство предпочитает "отсидется" дома, тем более, что идет разгар сенокоса, надо заготавливать корм для скота. Восставшие пытаются мобилизовывать насильно, чем вызывают недовольство пассивных крестьян, часть из которых бежит в леса.

5-го же июля большевики из Волочка посылают отряд на усмирение бунта, и 6-го происходит его перестрелка с восставшими у д.Иваньково, в результате которой отряд красноармейцев разбежался, бросив много оружия. Восставшими была организована система охраны своей территории, были установлены дозоры, пропуска. Но оружия и боеприпасов не хватало, поскольку восстание все же было практически стихийным. Тем не менее, было организовано продовольственное и транспортное снабжение отрядов восставших и штаба, проводился сбор денег на нужды восстания (правда, без большого успеха), был организован госпиталь для раненых при Есеновической больнице.

8-го июля происходит перестрелка у д.Печниково, что между Есеновичами и Борзынями. Опять красноармейцы отступили. В ночь с 9-го на 10-е - бой у д. Загорье тоже между Есеновичами и Борзынями (отчего Красные даже называли это восстание Кувшиновским фронтом), и опят красноармейцы бежали, хотя убитых не было. После этого для подавления восстания срочно направляются отряды из Твери, Москвы и Фирова, в количестве около 1200 человек, с 3-мя орудиями и 6-ю пулеметами. А отряды восставших, по материалам судов, насчитывали всего не более 120 человек с 3-я пулеметами!

12-го июля начинается наступление чекистов по Вышневолоцкому тракту. Ночью "зачищаются" деревни, арестовываются все подряд мужчины призывного возраста. У деревни Плотично (тоже на Вышневолоцком тракте) происходит решающий бой. Силы слишком неравны, восставшие отступают, руководители скрываются в бега. "Зачистка" продвигается к Есеновичам, расстреливая без суда и следствия подозрительных (расстреляно 16 человек, ни один из которых не был руководителем восстания).
Дом репрессированного Петра Щукина

14-го восстание подавлено окончательно. Сразу вслед за этим каратели издают указ о добровольной явке всех мужчин призывного возраста в течение 48 часов, после чего не явившиеся будут подлежать расстрелу, а их семьи - репрессированы. Через комиссию Ревтребунало прошло около 2000 человек, из них было осуждено около 100 человек активных участников восстания, отправлено на фронт около 1160 человек дезертиров, не принимавших участия в восстании, освобождено по инвалидности или болезни около 680 человек, не подлежавших мобилизации, и освобождено около 60 человек, арестованных случайно. Таким образом, большевики провели мобилизацию в свою армию и надолго запугали местных крестьян.

В последующем Советская власть пыталась оболгать это восстание, представив его восстанием офицеров (которых среди восставших было всего 3 человека, и то - нижних чинов), кулаков, попов (не был осужден ни один) и интеллигенции (не осужден ни один), преувеличивая в разы численность восставших.


г) Современность: репортаж из оккупированной территории.

Въезжая в Есеновичи - бывший районный центр (с 1929 по 1958г) - можно (если не торопиться, не глядя по сторонам) словить себя на крамольном ощущении того, что едешь по территории, которую только вчера освободили от вражеской оккупации... (Освободили ли?) Множество деревянных домов в центре посёлка стоят с выбитыми окнами, прямо подряд, целой улицей, рядом и напротив друг друга. Не удалось снять кадр про сгоревший дом прямо напротив пожарного депо...

Развалины храма
в центре поселка

Словно какой-то разрушительный ураган пронёсся по этой земле, уничтожив на ней всё живое... Словно весь посёлок - один большой Летучий Голландец, покинутый людьми. Притом, покинутый совсем недавно. Комментировать это зрелище - тяжело. Ничего хорошего не приходит на ум о наших властях, отдавших природные богатства страны кучке олигархов, бесящихся с жиру, когда народ в центре России просто вымирает. Целина "осваивает" наши земли, аки в тяжкую годину Смутного времени, когда полчища ляхов опустошали русские земли. Но какой враг опустошил их сейчас??

вот новый поворот... страны

Поэтому дадим слово сельскому человеку - ушедшему от нас в 1999г Вышневолоцкому поэту В.Н. Соловьёву:

Мы стали прощать
Воровство и разбои,
От честности начали нас отучать.
На родине стали, как будто изгои,
И стыдно, и страшно за всё отвечать...

опустел магазин
Чёрный ворон, что ты въёшься?


Досыта глотаем одни обещанья,
От них, как от редьки, сползают штаны.
Дошли до такого уже обнищанья
Какого не видели после войны!

Ой, как выкосило деревню!


А грезилось нам коммунизма сиянье,
Но ложь небывалая застила свет.
Так что ж вы, родные мои, россияне,
Неужто управы на варваров нет?

кадры военной разрухи


Неужто мы стали, как волки, понуры?
И нам же прикажут по-волчьему жить!
И кроме своей опозоренной шкуры
Нам нечем в отчизне теперь дорожить?

здесь жили люди


Как всё перевёрнуто нынче на свете,
Что стали друзей даже не узнавать!
И стыдно, и страшно за всё быть в ответе,
И горько
Бессилье своё сознавать...

конец Есеновичам

д) другие достопримечательности в окрестностях

Кстати, здесь, в 19 км западнее Есеновичей, находится "макушка Валдая" - наивысшая точка Валдайской возвышенности, высота 346,5 м над уровнем моря. Но на машине туда не пробраться.

Зато, кажется, можно добраться до Святого источника, находящегося в 2-х км от дер. Яковлево, что также западнее Есеновичей. Родник этот известен в округе, как «Святой источник», вода в котором считается целебной. По местной легенде, когда-то жителям окрестных селений явилась у родника икона Богоматери Троеручицы. В 1993 г. источник был освящён архиепископом Тверским и Кашинским Виктором в честь иконы Божьей Матери «Троеручицы». Посетим в этом году, тогда добавим его фоток.


Источники:

При написании данной главы использованы сведения из следующих источников:

  1. Хроника села Есеновичи (ссылается на материалы народного краеведческого музея при Есеновической школе, который сильно пострадал при пожаре школы).
  2. Памятные места в окрестностях Есеновичей,
  3. Е.И.Ступкин - "Июль 1919-го" в Вышневолоцком краеведческом альманахе "ВИКА", №6 - 2001г.
  4. Ильина Г.П., Юркова З.С. - "Населённые пункты Вышневолоцкого района", В.Волочек, 2010г

После написания этой главы, в апреле 2011г, дополнительные интересные сведения о Есеновичах опубликовал Денис Ивлев на своём сайте.


Предыдущая глава  | В начало  | Следующая глава

меню раздела :
0. общая информация
1. водохранилище
2. Посонье
3. Пухтина гора
4. Иванов двор
5. Фёдоров двор
6. Глубинка, Трестино
7. Колониальный путь
8. Могилёва пустынь
9. Ключи-Кувшиново
10. Ключи - Селижарово
11. Селиж.-Оковцы
12. Борзыни
13. Бор-Горницы
14. Есеновичи
15. Кожино. Карьер
16. Кузлово Явленский
17. Садва-Заборовье
18. Финиш
см. в др. разделах :
отчет о внедорожной поездке вдоль Мсты
о рыбалке в Удомле...
экскурсии в Удомле...
история Голуб. озер...
история Поддубья...
экскурсии в Волочке...
интересное в Валдае...
где отдохнуть...




Система Orphus
страница создана: 05.03.10, последнее обновление: 10.04.11, (copyright) Алексей Крючков